С прошедшей выставки «НОРВЕКОМ' 2000» посетители унесли огромное количество печатных материалов с рекламой фирм, работающих на рынке связи. Среди вытряхнутых в редакции ComNews.ru бумаг обнаружилась листовка, которая показалась нам странной.


Подтвердились худшие подозрения журналистов.

Оказалось, многие телекоммуникационные фирмы рекламу в этот листок не давали. Другие давали, думая, что платят организаторам выставки. А сотрудники крупнейшей финской телефонной компании Sonera испытали настоящий шок, узнав, что в буклете с «НОРВЕКОМа» содержится реклама ее российского «двойника».


Выходные данные в буклете отсутствуют. Большинство «пропечатанных» в нем фирм заявили репортерам ComNews.ru, что ничего о таком буклете не знают. Фирма «Фантаон», например, признала собственный рекламный модуль, но ее менеджеры уверяют, что не оплачивали и не передавали для нее этот рекламный материал.

Коммерческий директор другой крупной российской компании, торгующей средствами связи в Петербурге и Москве, признался, что его фирма оплачивала рекламу в подобном продукте. Но, как ему помнится, платила она организаторам выставки.


Директор «НОРВЕКОМа» Наталья Бабинская сообщила репортеру ComNews.ru, что ВАО «РЕСТЭК» не имеет отношения к выпуску печатной продукции, не связанной непосредственно с рекламой мероприятия. Она посетовала, что организаторам никак не уследить за всеми «неучастниками», которые из–под полы раздают на выставке свои материалы. Директор выставки еще более опечалилась, узнав, что модуль на буклете, якобы рекламирующий «НОРВЕКОМ», выглядит, по меньшей мере, не высокохудожественно, так как смонтирован из «подручных» изображений: телефона, спутника и земного шара.

Но больше всех от подметной листовки, массовым тиражом распространенной на телекоммуникационной выставке, пострадал крупнейший оператор Финляндии — компания Sonera (до апреля 1998 года Telecom Finland). На первой странице выведенного на цветном принтере и сложенного пополам листочка оказалась реклама ее российского «двойника». Тоже довольно топорная. Под фирменной сонеровской красной дужкой по–русски написано «СОНЕРА», и имя это, как явствует из модуля, носит магазин на Фонтанке, торгующий сотовыми телефонами всех стандартов оптом и в розницу.


По телефону, указанному в буклете, на вопрос «Это Сонера?» репортеру ComNews.ru ответили «Да». Однако о конкретной рекламе говорить отказались, заявив, что фирма теперь называется «Сота». На следующий день журналист отправился по адресу, указанному в буклете. Там во дворе находится железная дверь с надписью «Сотовые телефоны». В середине дня она оказалась глухо запертой.

В петербургской дочерней компании финского оператора «Сонера Рус» о существовании двойника знали, но были уверены в его благополучном исчезновении. Репортеру ComNews.ru сообщили, что осенью 1999 года, когда в офисе стало известно о факте копирования логотипа, Sonera уже зарегистрировала латинский вариант своей марки на территории РФ и подала заявку на регистрацию ее русского варианта. Поэтому по следу пирата «Сонера Рус» отправила своего юриста. В новоявленной «Сонере» признали ошибку и принесли извинения. До суда дело доводить не стали: недобросовестные торговцы пообещали перерегистрироваться. Был подписан документ, в соответствии с которым маленькая фирма обязывалась не размещать рекламу под неправильным финско–российским именем.


Теперь, возможно, все начнется сначала.
Досье ComNews.ru

В Петербурге постоянно кто–то выклянчивает приличные деньги из одной–двух компаний чтобы за копейки издать листок, напичкав его любыми модулями, какие удалось достать. Попытки «попользоваться» чужим известным именем в Петербурге случаются реже, однако приводят к куда большим скандалам.

Памятна тяжба Государственного Эрмитажа с табачной компанией Rothmans, решившей выпускать сигареты «Эрмитаж». Эрмитаж добился устранения сигарет с рынка, хотя такая марка действительно принадлежит Rothmans. Широкую известность получил спор Кондитерской фабрики им. Крупской и компании «Тройка» за марку шоколада «Тройка». Тут победителем оказалась «Тройка», владеющая маркой, но шоколадок и не выпускающая. Петербургские телекоммуникаторы тоже участвовали в шумных баталиях за марку. ПТС почти год спорила с фирмой «КИТ–принт» за торговый знак «Весь Петербург». В результате он не достался никому, так как был исключен из правовой охраны.


Мудрые патентные поверенные любят говаривать, что имя крадут у тех, у кого есть что красть. И негодование сотрудников «Сонера Рус» вполне понятно. В апреле 1998 года бывший финский национальный оператор Telecom Finland в связи с глобализацией бизнеса был переименован в Sonera. В октябре 1998 года дочерняя компания в Петербурге была переименована из «Финтелеком» в «Сонера Рус». На раскрутку нового имени в России было потрачено около $200 000. Зачем отдавать какому–то неведомому петербургскому торговцу даже крохотную часть этой суммы?