Тимур Ибрагимов, руководитель направления проектного офиса разработки и внедрения продуктов департамента маркетинга ПАО "Ростелеком"
14.03.2016

Перейдя к бизнес-модели сервис-провайдера, национальный оператор "Ростелеком" предложил корпоративному рынку продукт "Управляемые услуги связи". О составе, выгодах для клиента и перспективах этого сервиса корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал руководитель направления проектного офиса разработки и внедрения продуктов департамента маркетинга ПАО "Ростелеком" Тимур Ибрагимов.

-  В чем уникальность предложения "Ростелекома" в области управляемых услуг?

На рынке были примеры организации подобных услуг. Их реализовывали интеграторы в рамках крупных проектов. "Ростелеком" – ​первый провайдер, который начал предоставлять в России управляемые услуги связи по типовой схеме, – ​дебютировал с услугой на корпоративном рынке. Все крупные иностранные операторы давно и успешно продвигают пользующиеся высоким спросом managed security services. Понимание востребованности управляемых услуг в России пришло несколько лет назад, но масштабную их реализацию сдерживал ряд рыночных и технических факторов. Так, мы долго искали партнеров, с которыми можно подготовить и запустить услугу, продвинуть новый сервис в российских реалиях.

На самом старте проекта компания Fortinet продемонстрировала глубокую и предметную заинтересованность в инновационных идеях "Ростелекома", предложив, в частности, гибкую схему предоставления своих решений нам и нашим заказчикам, а также их оптимальное сервисное обслуживание, быструю поставку оборудования, поддержку специалистов "Ростелекома" при инсталляциях на корпоративных сетях.

- Почему запуск управляемых услуг потребовал так много времени? Насколько их состав отличается от традиционных сервисов предоставления каналов?

Выход в сегмент поставщиков управляемых услуг (managed security services provider, MSSP) – ​это практически полная смена подхода и философии операторского бизнеса. Управляемые услуги требуют коренного изменения бизнес-процессов провайдера. Раньше клиент покупал канал связи, доведенный до его стойки, сам приобретал и обслуживал корпоративное сетевое оборудование, создавая пул поставщиков и подрядчиков. В такой схеме "Ростелеком" гарантировал бесперебойную работу канала, а проблемы в корпоративной сети клиент должен был идентифицировать и устранять самостоятельно. Теперь все это одновременно можно приобрести в пакете управляемых услуг. Мы берем на себя все: от конфигурирования сети до гарантий ее бесперебойной и безопасной работы, комплекс мер надежной поддержки всех бизнес-процессов клиента, завязанных на ИКТ.

Комплексная услуга включает проактивный круглосуточный онлайн-мониторинг состояния оборудования и контроль уровня обслуживания (SLA) на базе портала управляемых услуг "Ростелекома", сбор и формирование в удобной форме отчетов о событиях, инцидент-менеджмент с автоматическим созданием заявок на обслуживание, их приемом (на сайте, по телефону и почте), круглосуточную техподдержку на всей территории России с гарантированным сроком устранения технических проблем, работы по настройке и изменению конфигурации оборудования, управление собственным и арендованным оборудованием безопасности Fortinet. Наша зона ответственности сдвигается до порта, куда подключен телефон или компьютер клиента, у которого появляется "единое окно" решения всех ИКТ-вопросов.

- Какие задачи позволяет решать новый сервис "Ростелекома"?

Самые разные. Главное – ​внимательно выслушать клиента и правильно конфигурировать ИКТ-оборудование для их выполнения. Одному нужно связать офисы, другому – ​обеспечить защищенное соединение, третьему – ​получить максимум ИКТ-сервисов из облака, четвертому – ​все вместе. Идеология и практика нашего сервиса состоят в том, что клиент может приобрести, например, канал связи и у другого провайдера, но управляемую услугу заказать в "Ростелекоме". Клиент не должен более думать об организации сетевых сервисов, следя лишь за соблюдением SLA.

Это существенно: клиенту не нужно думать, где купить оборудование, как его настроить и куда обращаться в случае сбоя. И это только начало развития сервиса управляемых услуг.

- Можете привести конкретные примеры их внедрения?

-  Одним из первых заказчиков управляемых услуг "Ростелекома" стала агропромышленная компания с шестью заводами по всей России и головным офисом в Москве. Этот клиент нуждался в создании единой отказоустойчивой и защищенной системы коммуникаций всех предприятий холдинга. Он приобрел у нас каналы связи VPN, у другого провайдера – ​каналы доступа в Интернет, арендовал каналообразующее оборудование и межсетевые экраны нового поколения Fortinet, в том числе для балансировки трафика. Облачное решение защищенного контура корпоративной сети передачи данных (КСПД) в виртуальном ЦОДе "Ростелекома" также организовано на базе продуктов Fortinet. Агрохолдинг подключен к нашей единой круглосуточной службе техподдержки и администрирования сети.

Другой пример: крупный российский банк с удаленными сотрудниками по всей стране отдал маршрутизаторы своей КСПД нам под управление, подключившись по нашим каналам связи к порталу управляемых услуг "Ростелекома". Теперь ИТ-служба банка, не имея собственной системы ИКТ-мониторинга, надежно управляет сетью меньшими силами, значительно снизив затраты на обслуживание оборудования.

И подобных примеров много. Нефтяная компания обратилась к нам за арендой каналов связи вместе с сетевым оборудованием для нефтеперегонных баз в регионах. Банк разместил у нас в облаке одну из информационных систем, работая с ней по нашим каналам, защищенным на базе решений Fortinet.

- Какие конкретные преимущества клиент получает с managed security services?

Первое – ​снижение капитальных затрат (CAPEX) и перевод их в операционные (OPEX). Ситуация на рынке благоприятствует замене начальных вложений ежемесячными платежами за связь, аренду и обслуживание оборудования. Такой подход позволяет фокусироваться на основном бизнесе, снижая совокупную стоимость владения непрофильными активами, исключая непредвиденные расходы и платежи, апгрейд и расширение ИТ-инфраструктуры за собственный счет.

Второе – ​повышение эффективности работы сети с новыми технологиями и квалифицированными специалистами "Ростелекома". Клиенту не нужно содержать штат ИТ-специалистов, мы непосредственно взаимодействуем с вендорами, в частности с Fortinet, что критически важно.

Наша гордость – ​собственный портал управляемых услуг с онлайн-статистикой работы оборудования и каналов связи, контролем техподдержки с отображением всех проблем и работ по их устранению. Контролировать SLA с нашим порталом заказчикам не просто удобно, но даже увлекательно.

- Входит ли в SLA уровень обеспечения информационной безопасности?

- Наше соглашение о гарантированном уровне обслуживания касается бесперебойной работы каналов и оборудования. Но с управляемыми сервисами мы проникаем в сети предприятий гораздо глубже. В SLA входит определенный уровень сетевой безопасности, однако, например, от DDoS-атак спасает не столько управляемая услуга, сколько огромные сетевые емкости и большой опыт "Ростелекома" в подавлении вторжений. На нашей сети действует многоступенчатая защита от вредоносного трафика различных видов. В рамках управляемых услуг на границах сетей "Ростелекома" и заказчика устанавливаются межсетевые экраны Fortinet, обеспечивающие синергию при использовании различных решений сетевой безопасности. Так, для одного российского банка мы организовали на границе доступа в Интернет контур безопасности для защиты от спама и вирусов с системой анализа трафика на базе решения Fortinet.

- Как управляемые услуги "Ростелекома" будут развиваться дальше?

- Благодаря успешному опыту западных коллег наши будущие шаги видны отчетливо. Крупные клиенты построили и развивают огромные корпоративные ИКТ-сети, поэтому вопрос защиты данных выходит на первый план. Всевозможные атаки на базы, порталы, хранилища компаний только нарастают, но и средства защиты быстро развиваются. Корпорациям потребуются межсетевые экраны следующих поколений, новые решения для анализа, предвидения угроз и борьбы с ними. Поэтому в скором времени мы планируем запустить семь сервисов безопасности на базе облачной платформы "Ростелекома": межсетевой экран, обнаружение сетевых вторжений, базовый антиспам, антивирус и другие. Это первый шаг на рынок MSSP.

Дальше – ​больше: расширение линейки, функций и производительности оборудования коммутации и маршрутизации, детектирование и анализ сетевых атак как сервис и прочее.

Понятие "управляемая услуга" обширно. Оно простирается в область управления оборудованием LAN, базами данных, облачными серверами, рабочими местами и МФУ клиента. Идеология управляемых услуг – ​красная ковровая дорожка, ведущая к расширению потребления ИКТ-сервисов любым предприятием.