Алла Галанова
© ComNews
18.03.2016

Излишки емкости ведомственных и корпоративных сетей связи необходимо реализовывать на коммерческом рынке. Об этом говорят представители самих компаний - владельцев ведомственных и корпоративных сетей. 

Вопросы, связанные с использованием телекоммуникационной инфраструктуры ведомственных и корпоративных сетей связи для оказания коммерческих услуг, стали предметом обсуждения на VII Международной конференции "Transport Networks Russia 2016 - Развитие телекоммуникационных транспортных сетей в России и СНГ", организованной ComNews Conferences.

Большинство участников обсуждения сходятся во мнении, что излишки емкости телеком-инфраструктуры, существующие у корпораций и ведомственных предприятий, можно и нужно коммерциализировать.  

Начальник службы телекоммуникаций ОАО "Системный оператор Единой энергетической компании" Александр Волков отметил, что в целом в отрасли электроэнергетики достаточно развита система, при которой на корпоративной инфраструктуре предоставляется право прохода ВОЛС, реализуется долевое участие коммерческих операторов при подвеске кабеля на опорах, а также отчуждение части волокон в магистральных каналах связи в пользу коммерческих операторов.  

В компании "Автодор-Телеком", которая обеспечивает телекоммуникационные нужды госкомпании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), считают, что в коммерциализации излишков инфраструктурных емкостей есть смысл. Заместитель генерального директора - коммерческий директор "Автодор-Телекома" Алексей Азарсков говорит: "Излишки, которые есть в корпоративных сетях, имеет смысл выводить на внешние рынки и монетизировать. Мы все работаем за деньги, а в нынешней экономической ситуации лишние средства не помешают".

Заместитель генерального директора ООО "Т8 НТЦ" Константин Марченко считает, что если имеются определенные излишки, то они должны быть обязательно пущены в оборот.

"Деньги, которые лежат - это не деньги, которые работают. Неважно, какая сейчас экономическая ситуация, если есть возможность заработать, то это надо сделать".

Вместе с тем, по мнению участников рынка, коммерциализация ресурсов должна быть разумной.

Начальник управления информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем государственной компании "Российские автомобильные дороги" Дмитрий Смирнов говорит, что если имеются ресурсы, они должны монетизироваться. По его словам, пользователи сети платных дорог должны получить тот же спектр услуг, как если бы находились дома. Это касается и телекоммуникационных услуг. "Они должны получать также и полноценный доступ в Интернет, поэтому мы закладываем в проекты определенные резервы. Но мы столкнулись с тем, что за два-три года у нас начинается резкий рост потребностей в тех телеком-ресурсах, которые мы создаем. Поэтому мы не сторонники продажи, мы стараемся находить определенных партнеров, которые будут работать с нами. Например, мы сотрудничаем с операторами сотовой связи", - говорит Дмитрий Смирнов.

Разумный компромисс, по его словам, заключается в том, чтобы с одной стороны не сидеть на инфраструктуре, как собака на сене, а с другой - не продать или отдать в аренду те ресурсы, которые потом потребуются самим.

По словам Константина Марченко, нельзя также забывать о безопасности, особенно если дело касается коммерциализации излишков ресурсов на ведомственной сети.

Заместитель директора - исполнительный директор СПб ГУП "АТС Смольного" Марина Нечай отмечает, что в государственном секторе любые излишки емкости могут потребоваться в любой момент - например, в случае объявления мобилизации. "В рамках официальных взаимоотношений мы оказываем услуги, но как таковых излишков у нас быть не может", - поясняет Марина Нечай.

В то же время участники дискуссии согласны с тем, что инфраструктура не должна простаивать и в случае с теми же ведомственными сетями зачастую лучше сдавать неиспользуемые емкости в аренду операторам, чтобы быть уверенным в том, что инфраструктура находится в рабочем состоянии и обслуживается, чем в нужный момент столкнуться с ситуацией, когда инфраструктура понадобится по прямому назначению, но окажется нерабочей.

Относительно того, какие варианты коммерциализации излишков выгоднее для корпораций и ведомственных предприятий - продажи "лямбды", организация аренды "темного волокна", предоставление права прохода ВОЛС, - игроки рынка говорят, что все индивидуально. Кроме того, отмечается, что стандартизированной практики по условиям предоставления в коммерческое использование излишков емкости на рынке пока нет.