Ричард Ван Вагенинген, руководитель направления международных продаж Orange Business Services, генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ
17.05.2016

В 2015 – ​начале 2016 года Orange Business Services в России и СНГ (ООО "Эквант") запустил масштабные проекты по модернизации магистральной сети и инфраструктуры доступа. О развитии бизнеса компании в условиях кризиса корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину рассказал руководитель направления международных продаж Orange Business Services, генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ Ричард Ван Вагенинген.

- Как для Orange Business Services в России прошел первый год в условиях экономического кризиса?

- 2015 год закончился неплохо, компания показала рост по всем финансовым показателям, включая продажи. Например, прибыль от ИТ-услуг увеличилась на 26 %. Это стало результатом того, что еще два года назад мы верно выбрали стратегию развития, сфокусировавшись на сотрудничестве с клиентами из сегментов крупного и среднего бизнеса.

Также в прошлом году мы приняли решение о расширении сети наших ЦОДов, запустили проект по модернизации магистральной сети в России, заменили "последние мили", которые раньше арендовали, на собственные. Это позволило компании повысить прибыль и качество предоставляемых услуг. Например, скорость ремонта ВОЛС выросла в 2,1 раза по сравнению с арендованными каналами.

Кризис способствовал развитию сегмента облачных решений. Половину нашей клиентской базы составляют российские компании, а половину – ​зарубежные. Новое законодательство о хранении и обработке персональных данных россиян на территории страны не является уникальным. Подобные законы уже давно существуют в некоторых странах. Наши облачные решения помогают иностранным компаниям соблюдать российское законодательство, не неся при этом излишних затрат, и позволяют быстро переносить персональные данные на территорию РФ.

Российским клиентам интересны облачные решения, так как серверное оборудование в основном является импортным, а из-за падения курса рубля расходы на него существенно возросли. Стало более выгодно покупать услуги, а не оборудование. Именно поэтому за 2015 год у Orange Business Services на 26 % вырос сегмент ИТ-сервисов, в который входят и облачные услуги. Сегмент фиксированных услуг связи вырос примерно на 6 %.

- Каким образом стратегия, ориентированная на крупных клиентов, помогла развитию Orange Business Services?

- Успех компании зависит от ее клиентов. Если заказчикам будет плохо, будет плохо и нам. Как и Orange Business Services, крупные компании понимают, что кризис – ​время возможностей. Но при этом очень важен человеческий фактор. Если руководитель говорит, что все плохо, в его компании все действительно станет плохо, а если он видит сложности, но ищет возможности их преодолеть, компания будет развиваться.

Среди наших заказчиков есть множество компаний, которые успешно развивают бизнес в условиях кризиса. В частности, продукция здешних производителей из-за разницы в курсах валют стала стоить дешевле для зарубежных заказчиков. Поэтому они начали ее с успехом экспортировать. Кризис рано или поздно закончится, а позиции российских производителей на иностранных рынках останутся прочными.

В числе наших клиентов есть крупный банк, который успешно работает на Дальнем Востоке. До наступления кризиса его руководство задумалось о расширении и выходе на рынок европейской части страны. С началом кризиса появились банки, которые стало возможно купить, чем наш клиент и воспользовался. Мы провели аудит ИКТ-инфраструктуры и дали рекомендации, которые позволили быстро аффилировать приобретенный банк.

- Накануне 2015 года вы скорректировали планы и бюджет компании с учетом падения курса рубля. Не пришлось ли их пересматривать в течение года?

- Планы, которые мы наметили в конце 2014 года, не нуждались в корректировке. Компания полностью их выполнила. Мы уже тогда понимали, что предстоит сложный год, но знали, какие при этом появляются возможности.

У Orange Business Services есть клиенты, с которыми мы уже работаем и хотим продолжать сотрудничество, а есть компании, с которыми мы бы хотели начать работать в будущем и которым стали уделять больше внимания. Благодаря этому за последние два года мы не только не потеряли ни одного клиента, но и регулярно приобретаем новых.

Еще одним важным фактором успеха является взаимное доверие. Клиенты чувствуют, что имеют дело со стабильной компанией.

- Какие проекты и направления вы планируете развивать в 2016 году?

- Мы продолжим фокусироваться на развитии облачных сервисов, решений по безопасности, продуктов для управления мобильными устройствами. Также будем оптимизировать магистральную сетевую инфраструктуру, расширяя ее функциональность и повышая качество, строить сети доступа и модернизировать ЦОДы.

- С чем связана необходимость модернизации магистральной инфраструктуры в России?

- От клиентов начали поступать запросы на предоставление комплексных решений. В связи с этим мы решили произвести модернизацию магистральной сети с целью увеличения ее функциональности, улучшения качества и емкости. Кроме того, мы проводим ее оптимизацию и повышаем эффективность обслуживания. В том числе компания сократила количество вендоров, оборудование которых установлено на магистральной сети.

- Orange Business Services единственный в России оператор связи, который фокусируется только на крупных компаниях и на клиентах из верхней части сегмента среднего бизнеса. У таких заказчиков более высокие требования к качеству услуг, а в кризисный период соотношение цены и качества услуг играет очень значительную роль.

- Внедряете ли вы оборудование российских производителей при модернизации магистральной сети?

- Нет, на магистральной сети не внедряем. Дело не в том, в какой стране произведено оборудование. Orange Business Services – ​глобальная компания, политика которой направлена на унификацию бизнеса по всему миру. Поэтому мы используем одинаковые решения одних и тех же производителей для клиентов в 220 странах. При этом у некоторых заказчиков мы устанавливаем клиентское оборудование российского производства.

- С начала 2016 года вступил в силу закон о необходимости обоснования закупки госзаказчиками импортного ПО. Рассматривается возможность распространить его и на облачные сервисы. Отражается ли взятый в России курс на импортозамещение на бизнесе вашей компании?

- У нас немного заказчиков из госсектора, поэтому подобные изменения в законодательстве не отражаются на нашем бизнесе. Что касается импортозамещения, мы часть глобальной компании, которая работает, вкладывает деньги, строит сети, обеспечивает рабочие места и обучает специалистов в России. Все, что мы делаем, так или иначе приносит пользу российской экономике.

- В конце 2014 года в Orange Business Services было выделено подразделение International Business, а вы заняли пост руководителя направления международных продаж. Как вы оцениваете результаты данной реструктуризации?

- В ходе реструктуризации в Orange Business Services было выделено четыре глобальных региона: Южная и Северная Америка, Европа и Россия, Ближний Восток и Африка и Азиатско-Тихоокеанский. В 2015 году мы провели большую работу по налаживанию их взаимодействия. Это помогает всем подразделениям компании предоставлять международным клиентам более высокое качество обслуживания.

Для меня самым главным результатом является то, что Россия теперь полноправно участвует во всех проектах Orange Business Services. В частности, мы заключили здесь много крупных контрактов. Некоторые зарубежные клиенты раньше просто не знали, что в России они могут сотрудничать с нами точно так же, как в любой другой стране.

- Являясь подразделением зарубежной корпорации, Orange Business Services в России находится в ситуации "свой среди чужих, чужой среди своих". Насколько комфортно вам работать в таких условиях?

- Проблем нет. У нас отличные отношения со всеми заказчиками, как местными, так и зарубежными, основанные на взаимном уважении и доверии. В среднем российские и иностранные клиенты работают с нами более 15 лет.

- Какое место занимает Россия в бизнесе глобальной компании Orange Business Services? Изменились ли позиции за последнее время?

- Изменились в лучшую сторону. Как я говорил ранее, мы расширили сеть центров обработки данных в России, заключив контракт с IXcellerate. По контракту мы разместим в дата-центре IXcellerate Moscow One более 300 стоек на рабочей площади более 600 м2. Проект был одобрен в штаб-квартире Orange Business Services в 2015 году. Также в прошлом году мы произвели инвестиции в модернизацию магистральной инфраструктуры, строительство сетей доступа в 11 российских городах и запуск облачной платформы для предоставления клиентам возможности соблюдать новый закон о персональных данных.

Все это масштабные проекты, требующие больших инвестиций. Не каждая компания согласилась бы осуществлять их в России в период экономического и политического кризиса. Все это говорит о значении российского подразделения для бизнеса глобальной компании.