Елизавета Серьгина
Олег Сальманов
19.05.2016

 "Мегафон" и "Вымпелком" обсуждают разделение бизнеса "Евросети" на две части (каждому из операторов принадлежит по 50% компании), рассказали "Ведомостям" сразу три человека, знающих о переговорах от менеджеров обоих операторов.

Человек, близкий к самой "Евросети", информацию подтвердил и сказал, что окончательного решения нет, оно может появиться в скором времени.

По словам всех собеседников "Ведомостей", каждый из операторов рассчитывает забрать себе половину салонов (всего их более 4000), чтобы присоединить к монобрендовым розничным сетям.

Представитель "Евросети" Ульяна Смольская сообщила, что никакого решения совета директоров "Евросети" по разделению нет, а комментировать обсуждение акционерами будущего она не уполномочена.

Один из слышавших о разделении знает, что бренд "Евросеть" после сделки может исчезнуть. О разделении бизнеса операторы задумались из финансовых соображений, говорит другой собеседник: операторы считают более эффективной работу с монобрендовой розницей, а содержание условно независимой сети, как им кажется, потеряло смысл.

По мнению еще одного собеседника "Ведомостей", бизнес "Евросети" вошел в противоречие с задачами операторов: основной заработок "Евросети" – продажа телефонов, а задача операторов – как можно большее количество контрактов с абонентами. Одной из причин разделения "Евросети", по мнению двух собеседников "Ведомостей", могли стать настойчивые слухи о продаже российского бизнеса "Вымпелкома".

В конце прошлого года представители акционеров "Т2 РТК холдинга" (бренд Tele2) и "Вымпелкома" (принадлежит Vimpelcom Ltd.) обсудили объединение компаний, те переговоры ничем не завершились, но сделка по-прежнему обсуждается, считают собеседники "Ведомостей".

Первым из нынешних владельцев долю в "Евросети" купил "Вымпелком" – в 2008 г. он приобрел 49,9% ритейлера за $226 млн у Александра Мамута; тот, в свою очередь, незадолго до этого приобрел 100% "Евросети" у ее основателей Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева. Затем Мамут и "Вымпелком" попытались провести первичное размещение акций ритейлера, но это у них не получилось, и в декабре 2012 г. Мамут продал оставшуюся часть "Евросети" за $1,07 млрд: 0,1% докупил "Вымпелком", по 25% приобрели "Мегафон" и компания Garsdale (объединила активы Алишера Усманова с партнерами: 100% акций "Скартела" и более 50% акций "Мегафона"). "Вымпелком" довел долю до 50%, а два новых покупателя заключили опцион, по которому доля Garsdale и перешла к "Мегафону" в июле 2014 г.: "Мегафон" поменял 25% "Евросети" на 3,65% своих акций.

В прошлом году "Евросеть" вступила в ценовую войну с конкурентом – розничной сетью МТС: та объявила о снижении цен на смартфоны почти до себестоимости. Таким образом оператор, как раз прекративший сотрудничать с независимой сетью сотовых салонов "Связной", рассчитывал привлечь дополнительных посетителей и заодно подключить больше абонентов. Вскоре после этого сама "Евросеть" прекратила торговать устройствами одного из лидеров мобильного рынка – корейского Samsung. Так же поступили и фирменные салоны ее акционеров, и "Связной" – а МТС стала крупнейшим продавцом смартфонов Samsung.

Конфликт сослужил плохую службу "Евросети": ее выручка за девять месяцев 2015 г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 15%. Правда, компании удалось увеличить чистую прибыль: за девять месяцев 2015 г. она получила 1,09 млрд руб. – тот же период 2014 г. принес 175,5 млн руб. чистого убытка. Выручку за весь 2015 год компания и ее акционеры не раскрыли. А вот чистая прибыль "Евросети" составила 1,48 млрд руб. против 0,87 млрд годом ранее (рост – на 70,6%).

Структура владения бизнесом в паритете в данном случае не показала своей эффективности, считает аналитик "ФК Открытие" Александр Венгранович: операторы все-таки конкурируют между собой и наверняка у них могли возникать разногласия в стратегии развития "Евросети". Возможно, причина в том, что в монобрендовых салонах операторам удается привлекать более качественных абонентов, которые дольше остаются в сети, предполагает Венгранович.

Директор по корпоративному управлению Deloitte Олег Швырков указывает, что на российском рынке вообще мало компаний с двумя крупными собственниками. Deloitte подсчитала, что на конец 2015 г. из 120 публичных российских компаний такая структура собственности (два крупных акционера как минимум с 25%) была только у четырех; в 2012 г. их было 11. Швырков указывает, что это не чисто российская ситуация: в мировой практике таких компаний тоже немного. "Другое дело, что в мире больше компаний, в которых нет контролирующего акционера", – заключает эксперт.