© ComNews
20.05.2016

За I квартал 2016 г. выручка ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в России выросла на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 96,3 млрд руб. Причем драйвером роста оператора стал не мобильный бизнес, а продажа телефонов и оборудования - выручка этого сегмента повысилась на 71%, в то время как доходы от мобильного бизнеса увеличились только на 1%. Кроме того, с I квартала 2016 г. МТС перестала публиковать показатели ARPU, MOU и выручку от мобильной передачи данных. Аналитики считают это негативным фактором.

Консолидированная выручка группы МТС за I квартал 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 7,9%, до 108,1 млрд руб. Маржа OIBDA за отчетный период составила 38,2%. Абонентская база подросла на 3,8%, до 108,3 млн пользователей. Чистая прибыль компании увеличилась на 33,3%, до 14,5 млрд руб. Львиную долю выручки группе приносит мобильный бизнес в РФ.

Чистая прибыль российской МТС в I квартале 2016 г. повысилась на 64,7%, до 15 мрд руб. Показатель OIBDA вырос на 1,1%, до 38,6 млрд руб. Маржа OIBDA снизилась на 2,1 процентных пункта и составила 40,1%. Количество мобильных абонентов МТС увеличилось на 3,7%, до 77,3 млн.

Выручка оператора от мобильных услуг за I квартал 2016 г. выросла на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составила 71,1 млрд руб. Выручка от фиксированного бизнеса увеличилась на 0,3%, до 15,4 млрд руб. Причем доходы от фиксированного бизнеса в сегменте B2C выросли на 1,3%, до 7,5 млрд руб., а доходы в сегменте B2B, B2G и B2O снизились на 0,6% до 7,8 млрд руб. Кроме того, оператор раскрыл выручку от оказания услуг системной интеграции - она составила 2,5 млрд руб. за I квартал 2016 г. Согласно отчету компании, в IV квартале 2015 г. системная интеграция принесла оператору 900 млн руб.

Наибольший рост - на 71% - показала выручка оператора от продажи телефонов и оборудования, она составила 10,7 млрд руб. Рост консолидированной выручки МТС объясняет повышением потребления сервисов мобильного Интернета, а также увеличением продаж телефонов.

Розничная сеть МТС к концу I квартала 2016 г. составила 5368 салонов. По итогам 2015 г. количество салонов МТС равнялось 5166. Проникновение смартфонов в базе МТС за отчетный период увеличилось до 50,3%. "Реализация нашей розничной стратегии в России в условиях возросшей конкуренции, в частности фокус на продажах через собственную розницу, привела к увеличению объема продаж сотовых телефонов и росту количества абонентов", - отметил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич.

С I квартала 2016 г. МТС перестала публиковать показатели ARPU и MOU, а также выручку от мобильной передачи данных. "Это был выверенный шаг, который мы обсуждали очень долго. Причиной для него послужила низкая релевантность тех метрик, которые мы использовали ранее для вычисления состояния APPM (Average Price per Minute - средняя стоимость минуты) и других показателей", - отметил президент ПАО "МТС " Андрей Дубовсков.

Вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня пояснил, что в стране, где проникновение услуг сотовой связи превысило 200% и продается 100 млн SIM-карт в год, показатели ARPU и MOU лишены смысла.

Тем не менее оператор раскрыл общее количество минут, которое составило 86,4 млрд, а также общий объем дата-трафика от смартфонов, он достиг 112 417 Тб.

"Отказ от публикации ARPU и MOU является умеренно негативным фактором с точки зрения инвесторов, так как ухудшает качество раскрытия информации. Тем не менее это не критично, потому что МТС раскрывает общий трафик, сегментную выручку и общее количество минут", - говорит аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин. По словам аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, МТС объясняет отказ от разбивки выручки от услуг мобильной связи в том числе ростом доли пакетных предложений, из-за чего такая разбивка становится нерепрезентативной. "Рациональное зерно в этом есть, но анализ и сравнение показателей с конкурентами это, конечно, затрудняет", - отметил он.

Заместитель директора аналитического отдела "Альпари" Наталья Мильчакова уверена, что со стороны инвесторов нет большого интереса к этим показателям. "Они интересны, когда рынок только развивается и когда проникновение услуги еще не приблизилось к 100%. Конечно, эти показатели ниже, чем в предыдущие годы, но сейчас это уже неважно", - говорит она. По ее словам, раньше инвесторы считали, что чем выше ARPU, тем лучше для инвестора, так как компания работает в маржинальном сегменте. "Сейчас ARPU будет ярким индикатором того, кто из операторов связи лишние деньги тянет со своих абонентов и от кого в перспективе абоненты начнут уходить. То есть, как ни парадоксально, сейчас рынок считал бы, что чем ниже ARPU у оператора, тем лучше", - пояснила она, добавив, что лучший показатель эффективности компании - рентабельность.

По оценкам Тимура Нигматуллина, отчетность МТС производит умеренно негативное впечатление. "Несмотря на то что консолидированная выручка всей группы выросла, драйвером роста стал низкомаржинальный сегмент розничных продаж оборудования и аксессуаров в РФ. Неудивительно, что рентабельность на уровне OIBDA всей группы МТС на этом фоне сократилась на 3 п.п. год к году, до 38,2%, а аналогичный показатель по российскому сегменту просел на 2,1 п.п. год к году, до 40,1%", - говорит он. Эксперт напомнил, что "МегаФон" завершил I квартал ростом совокупной выручки на 1,6% год к году и рентабельностью OIBDA 40,2% (в РФ - 40,8%), а российская дочка Vimpelcom отчиталась о стагнирующей выручке и рентабельности около 36,4%.

Сергей Либин отметил, что по выручке от услуг сотовой связи вся "большая тройка" показала рост примерно на 1%, что "не так уж плохо в условиях усиления конкуренции в результате выхода Tele2 на новые рынки, включая Москву, и сложной экономической ситуации в начале года".

Тимур Нигматуллин полагает, что приход Tele2 в Московский регион частично повлиял на динамику российской абонентской базы МТС. "За I квартал она прибавила менее 3,8% год к году, что является самым низким показателем среди "большой четверки". Чтобы нивелировать сложившуюся ситуацию оператор вынужден активно инвестировать в развитие монобрендовой розницы, что, в свою очередь, негативно влияет на рентабельность", - считает он.

Напомним, абонентская база "ВымпелКома" в мобильном сегменте за I кв. 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 4%, до 57,7 млн клиентов. Абонбаза "МегаФона" за отчетный период выросла на 7,2%, до 69,5 млн.