Рене Бухэй, вице-президент по глобальным продажам Kingsoft Office Software
16.06.2016

Китайский производитель программного обеспечения Kingsoft Office Software в 2015 году вышел на российский рынок с целью активного продвижения пакета программ WPS Office, альтернативного аналогичному решению Microsoft Office. Вице-президент по глобальным продажам компании Рене Бухэй рассказал корреспонденту "Стандарта" Игорю Агапову о стратегии Kingsoft Office Software на мировом рынке и о планах в России и СНГ.

- В июне 2014 года пакет программ Kingsoft Office был переименован в WPS Office. Почему?

- WPS Office – ​это торговая марка для продаж продуктов компании по всему миру. Если название Kingsoft Office популярно в Китае, то за пределами страны оно не очень известно. До 2014 года продукты под маркой Kingsoft Office успешно распространялись в Китае, а также в Японии, Тайване, Гонконге и Макао. А когда в 2014 году для продвижения нашей продукции в мире была основана дочерняя компания со штаб-квартирой в Пало-Альто (Калифорния, США), было решено использовать новое название. Приоритетными рынками для глобальных продаж были избраны страны, входящие в БРИКС: Бразилия, Россия, Индия.

- Компания заявила об 1 млрд установок пакета WPS Office по всему миру. Каково количество активных пользователей продукта?

- Действительно, к началу 2016 года мы зафиксировали более 1,1 млрд установок WPS Office. Из них половина – ​на мобильные устройства, другая – ​на персональные компьютеры. При этом среднемесячное количество активных пользователей составляет около 20 % от общего числа всех загрузок.

- Существует ли версия WPS Office на русском языке? Сколько у нее пользователей?

- Для глобальных продаж мы создали многоязычную версию продукта. Вначале кроме китайского в ней поддерживались японский, английский, французский и немецкий языки. Затем к ним добавились бразильский диалект португальского языка, испанский и русский. В России у нас пока лишь пользователи бесплатной версии, мы работаем над монетизацией продукции в вашей стране.

- С какой целью Kingsoft разработала десктопную версию WPS Office?

- Десктопная версия стала первым продуктом Kingsoft, созданным в качестве альтернативы Microsoft Office. Этот пакет изначально разрабатывался для настольных персональных компьютеров и до 2010 года был основным продуктом компании. А пять лет назад Kingsoft выпустила мобильные версии пакета – ​для устройств, работающих под операционной системой Android, затем для устройств на базе iOS.

- Какова стратегия компании по продвижению десктопной версии WPS Office? Видите ли вы возможность серьезно потеснить Microsoft в этом сегменте рынка и на какую долю в нем рассчитываете в 2016‑2017 годах?

- Прежде всего, стратегия Kingsoft не в том, чтобы отвоевывать рынок у Microsoft, у нас нет таких намерений. Наша стратегическая цель – ​чтобы WPS Office стал номером один среди решений, альтернативных Microsoft Office. Что касается рыночной доли, она будет зависеть от успешности продвижения продукции в странах БРИКС, включая Россию. В частности, с этой целью мы заключили эксклюзивное соглашение о распространении WPS Office в России и странах СНГ с местной компанией Aflex Distribution. Такая схема сотрудничества новая для нас на данном рынке. Мы будем поддерживать нашего партнера Aflex Distribution с целью способствовать увеличению доли на этом рынке, в первую очередь за счет привлечения предприятий малого и среднего бизнеса, государственных организаций и образовательных учреждений. В результате активизации на глобальном рынке мы рассчитываем в ближайший год продать около 100 тыс. лицензий.

- Кто ваши основные конкуренты в сегменте альтернативных Microsoft Office решений?

- OpenOffice, Google Docs, Free Office и другие. Это продукты сильных конкурентов, но Kingsoft – ​большая компания с четырьмя тысячами сотрудников и рыночной капитализацией свыше $5 млрд, и мы верим в успех. Уже сейчас по количеству загрузок нашего пакета мы превосходим большинство конкурентов, а по количеству пользователей мобильной версии для Android мы первые среди альтернативщиков – ​свыше 400 тыс. загрузок.

- Какова прогнозная выручка Kingsoft за пределами Китая по итогам 2015 года и каким был этот показатель в 2014 году?

- Я не могу говорить о прогнозах, так как Kingsoft – ​публичная компания и придерживается установленных правил раскрытия информации. Что касается 2014 года, то за пределами Китая и названных выше соседних рынков наша выручка была нулевой, так как мы лишь начали работу по продвижению продуктов в глобальном масштабе. В Китае выручка компании за 2014 год составила около $500 млн.

- Бесплатными являются мобильные версии WPS Office для Android и iOS. Десктопные версии продаются на лицензионной основе, как и Microsoft Office. Почему пользователь должен покупать ваше или другое альтернативное решение вместо Microsoft Office?

- Прежде всего, из-за цены. Вообще-то, индивидуальный потребитель может использовать и бесплатную версию WPS Office для персональных компьютеров, однако ее функциональность ограниченна. Что касается бизнес-пользователей, то для них цена полной платной версии нашего продукта будет в три раза меньше обычной цены Microsoft Office. Особенно это существенно в ситуации финансового кризиса, когда многие начинают экономить деньги.

- Каковы источники дохода Kingsoft и в чем заключаются планы монетизации пакета WPS Office?

- Компания получает доход за счет продаж версий для настольных компьютеров. Мобильные версии пока бесплатны, но в перспективе мы думаем монетизировать и их. Например, за счет продажи прав на предустановку этих версий на брендированные мобильные устройства крупных операторов связи.

- Готова ли компания предоставлять кому-либо исходный код продуктов?

- До настоящего времени такой практики у нас не было. Мы знаем о существовании в России требований о приоритетных закупках для госорганов программного обеспечения местного производства. Однако никаких специальных мер в этом отношении мы не предпринимали. Пока первый наш шаг здесь – ​договоренность с эксклюзивным партнером о распространении продукции Kingsoft. Затем, если потребуется, мы изучим возможность каких-то дополнительных шагов. Если от российских компетентных органов поступит требование раскрыть исходные коды продукции, решение будет приниматься головной компанией в Китае.

- Каков, на ваш взгляд, потенциал распространения в мире решений, альтернативных продуктам Microsoft?

- Никто не сможет полностью заменить Microsoft. Эта компания занимает более 90 % рынка офисных решений в мировом масштабе. Однако в некоторых странах положение другое. Например, в Китае номер один в этом сегменте – ​Kingsoft.

Здесь есть еще один вопрос: сколько людей используют легальное, а сколько – ​пиратское программное обеспечение Microsoft? В ряде стран доля пиратских программ Microsoft достигает 70‑80 %. Среди лидеров по этому показателю Бразилия, Россия, Украина и даже США. И существует возможность побудить людей и компании использовать вместо пиратских программ Microsoft легальные альтернативные программы по существенно меньшей цене. Причем по своей функциональности, например, WPS Office мало чем отличается от продукции Microsoft, поэтому при схожих возможностях наш продукт не требует переучивания пользователей.

Чтобы реализовать глобальные планы, мы уже осуществили ряд важных шагов. После создания дочерней компании для глобальных продаж нам удалось заключить соглашения о сотрудничестве с рядом крупных производителей оборудования. Так, пакет WPS Office предустанавливается на компьютеры HP с операционной системой Windows 10. Аналогичное соглашение мы заключили для планшетов Amazon Kindle под Android.