Ксения Болецкая
31.05.2016

Стараниями владельцев смартфонов и планшетов Google стал самым популярным интернет-сервисом в России: хотя бы раз в месяц его сайтом – традиционной и мобильной версией – и приложениями для мобильных устройств пользуются 20,5 млн человек. Это следует из статистики TNS за апрель 2016 г., которую компания предоставила "Ведомостям" (она касается аудитории 12–64 лет в городах с населением свыше 700 000 человек). У "Яндекса" аналогичный показатель лишь немногим меньше – 20,4 млн, у Mail.ru – 19,3 млн. 

По ежедневной аудитории, входящей в интернет со всех типов устройств, лидером остается "Яндекс": хотя бы раз в сутки его сервисы посещают 12,3 млн пользователей. Ему в спину дышит социальная сеть "В контакте" (12,1 млн пользователей), а Google занимает почетное третье место (11 млн).

Всего в городах, входящих в выборку TNS, хотя бы раз в месяц интернет посещают 22,4 млн пользователей, или 87% их населения 12–64 лет, а ежедневно – 20,2 млн, или 78,2% жителей. Получается, крупнейшие сервисы хорошо знакомы практически всем интернет-пользователям, но постоянно каждым из них пользуется в лучшем случае каждый второй.

Когда Google обошел "Яндекс" по совокупной месячной аудитории, точно неизвестно: апрель 2016 г. – первый месяц, когда TNS подсчитала интернет-аудиторию всей России с учетом всех типов устройств. Долгое время эта компания учитывала только тех пользователей, которые заходят на сайты с настольных компьютеров и ноутбуков. И здесь традиционно лидировали российские "Яндекс" и сервисы Mail.ru Group.

Но сами интернет-компании давно говорили об опережающем росте именно мобильного трафика. Чтобы им было проще продавать этот трафик рекламодателям и зарабатывать на нем, TNS весной 2015 г. взялась рассчитывать и мобильную аудиторию – но только крупнейших сайтов. А как эти две аудитории – пользователи настольных компьютеров и владельцы мобильных устройств – друг с другом сочетаются и сколько же пользователей у крупнейших сервисов в общей сложности, TNS до сих пор считала только по Москве и Санкт-Петербургу. В обеих столицах крупнейшим оставался "Яндекс" (хотя его отрыв от Google минимален).

То, что Google теснит российские сервисы, было видно по тому, как американская компания отъедала долю в поиске у того же "Яндекса". Российский поисковик долго терял ее, падение прекратилось лишь прошлым летом. Сейчас на "Яндекс" приходится 57,6% переходов из результатов поиска на внешние сайты, а на Google – 36% (данные Liveinternet за апрель этого года).

Ключевой фактор роста доли Google в России – его контроль над операционной системой Android, неоднократно говорили представители "Яндекса" и соглашались аналитики инвестбанков. Из этого выходило, что растет Google прежде всего за счет пользователей мобильных устройств.

В 2014 г. "Яндекс" обвинил Google в создании препон для конкурентов, тоже пытающихся пробиться на платформу Android, и пожаловался на американскую компанию в Федеральную антимонопольную службу. Та признала Google виновным в злоупотреблении конкуренцией и в ближайшее время назовет штраф.

Размер мобильной аудитории критичен для бизнеса интернет-компаний. В прошлом году на мобильном трафике "Яндекс" заработал уже 21% выручки от контекстных объявлений. Другой российский интернет-холдинг – Mail.ru Group не раскрывает, сколько зарабатывает на мобильной рекламе, но аналитики "Сбербанк CIB" прогнозировали, что в 2015 г. около 45% рекламной выручки группы обеспечат пользователи смартфонов и планшетов. Группа владеет двумя крупнейшими в России социальными сетями – "В контакте" и "Одноклассниками", которые активно размещают мобильную рекламу.

Данные TNS свидетельствуют, что аудитории Google и "Яндекс" зеркально противоположны. Сервисы Google больше 6 млн пользователей посещают только с мобильных устройств – это треть месячной и почти 60% ежедневной аудитории сервиса. У "Яндекса" мобильных посетителей вдвое меньше, но более 7 млн пользователей заходят на сайты компании только с настольных компьютеров и ноутбуков. У Google таких ежедневных посетителей в среднем в 2,5 раза меньше.

Однако по размеру аудитории – и ежедневной, и месячной – лидеры рунета слишком близки друг к другу, чтобы делать вывод о первенстве того или другого, говорит представитель "Яндекса": "Насколько "Яндекс" превосходит Google на настольных компьютерах и ноутбуках, настолько Google превосходит "Яндекс" на мобильных устройствах". "Яндекс", улучшив свои продукты и запустив новые, за последний год сильно укрепил позиции на мобильном рынке, добавляет он.

Скорее всего, часть мобильной аудитории Google получает за счет случайных и нерегулярных запросов пользователей Android-фонов, полагают сотрудники двух медиакомпаний: человек пишет запрос в виджет на главном экране смартфона, не осознавая, чей это сервис. Потому-то, обгоняя ближайших конкурентов по ежемесячному охвату, Google отстает от них по ежедневной аудитории, полагают собеседники "Ведомостей".

Своя специфика у Mail.ru Group. Ее сервисы как отдельные сайты или приложения занимают вторые-третьи места по размеру аудитории на ПК и смартфонах. Но если брать в расчет совокупную аудиторию интернет-холдингов, то по числу ежедневных пользователей Mail.ru Group обгоняет всех конкурентов: на ее сервисы и соцсети хотя бы раз в день заходит 16 млн пользователей, или 80% суточной онлайн-аудитории крупных городов. По ежемесячной аудитории этот холдинг больше всех проектов "Яндекса". Это объединение цифр не искусственное: Mail.ru Group предлагает рекламодателям пакетное размещение на всех своих сервисах. "У наших продуктов – социальных сетей и почты – самая активная и лояльная аудитория, которая проверяет их много раз день, и нет случайных редких заходов", – говорит вице-президент Mail.ru Group Дмитрий Сергеев.