© ComNews
09.06.2016

ПАО "Сбербанк" совместно с разработчиком ПО и кассовой техники "Атол" и с основателем Qiwi и управляющим партнером фонда Run Capital Андреем Романенко учредили технологическую компанию "Эвотор", в которой трем перечисленным игрокам принадлежит 40%, 30% и 30% соответственно. "Эвотор" в июне начнет продажи смарт-терминала со специальным ПО для автоматизации торговли в сегменте малого и микробизнеса. К 2018 г. "Эвотор" намерен занять 30% этого рынка, установив по России не менее 500 тыс. таких устройств. В долгосрочной перспективе "Эвотор" заинтересован в продаже смарт-терминалов с ПО на зарубежных рынках.

Как рассказал член совета директоров и акционер компании "Эвотор", президент ГК "Атол" Алексей Макаров, "Эвотор" является одной из дочерних компаний "Атола". Генеральным директором "Эвотора" стал предприниматель Андрей Романенко. В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) "Эвотор" пока не зарегистрирован. Андрей Романенко пояснил, что его задача - создать новую рыночную нишу и новый индустриальный стандарт в ритейле. "В этом проекте объединена экспертиза трех акционеров, что позволит создать лучшую компанию на новом технологическом рынке", - подчеркнул он.

Инвестиции в проект акционеры не раскрывают.

"Этот проект - новый этап в развитии цифровизации возможностей малого и микробизнеса. Работа с этими сегментами для Сбербанка является стратегическим направлением", - подчеркнул президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. По его словам, цель банка - предоставить бизнесу удобные услуги на основе современных банковских и ИT-технологий и тем самым помочь предпринимателям автоматизировать процесс торговли, меньше времени тратить на бумажную работу и больше заниматься развитием бизнеса и наращиванием продаж. "Эвотор", как говорит Герман Греф, позволит построить экосистему взаимодействия с предпринимательством в масштабах всей страны.

"Эвотор" - это облачная онлайн-касса для торговых точек, которая сочетает функцию учета и отслеживания движения товаров в реальном времени, возможность управлять товарными потоками, программами лояльности, вести учет рабочего времени персонала, выстраивать взаимоотношения с налоговыми органами и др.

Прежде всего, "Эвотор" - это кассовый смарт-терминал со встроенным планшетом с ПО на базе Android, к которому подключаются устройства для приема банковых карт, сканер штрих-кодов, модуль УТМ (универсальный транспортный модуль) для ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). По словам Германа Грефа, "Эвотор" можно расшифровать как "эволюция торговли".

Как пояснил Андрей Романенко, минимальная цена комплекта с базовым ПО составит от 18 тыс. руб., что в пять раз ниже, чем существующие решения для автоматизации торговли для микробизнеса. Он не исключил, что "Эвотор" будет продавать терминалы в лизинг, чтобы снизить финансовую нагрузку на малый бизнес.

Весь терминал, за исключением семидюймового планшета, разработан и собран в России. Планшеты "Эвотор" закупает в Китае и позже использует под брендом "Эвотор", следуя концепции White Label. Для работы устройства применяется операционная система Android, доработанная программистами "Эвотора". По словам Алексея Макарова, "Эвотор" не ставит целью зарабатывать на продаже смарт-терминалов.

Облачные сервисы и маркетплейс - то, на чем будут зарабатывать основатели "Эвотора". Облачные сервисы - вторая составляющая решения "Эвотор", которая включает личный кабинет предпринимателя и маркетплейс - площадку для приобретения приложений автоматизации различных сегментов бизнеса. В магазине приложений Evotor Store будут продаваться как собственные, так и сторонние приложения, удовлетворяющие потребности торговой точки в автоматизации, по доступной для малого бизнеса стоимости (управление товарными потоками, программы лояльности и др.). Стоимость приложения будет составлять от 10 до 200 руб., в некоторых случаях - 500 руб. Сам маркетплейс компания планирует презентовать осенью этого года. Пока в Evotor Store можно приобрести лишь два приложения - "Мой склад" и yClients.

В 2016 г. "Эвотор" представит собственный SDK (Software Developer Kit) - партнерскую программную платформу. Это откроет разработчикам специализированных сервисов доступ к десяткам и сотням тысяч предпринимателей, корпоративным клиентам Сбербанка, каждый из которых обладает индивидуальными потребностями в автоматизации торговой деятельности.

Целевая аудитория "Эвотора" - владельцы небольших торговых и сервисных предприятий (магазины, салоны красоты, кафе, книжные магазины и др.). По оценке Андрея Романенко, совокупный объем рынка насчитывает около 1,8 млн торговых точек по всей России. Из них более половины - это продуктовый ритейл, порядка 18% - непродовольственный ритейл, 16% - сфера услуг, 10% - общепит. Цель "Эвотора" - установить до конца 2018 г. 500 тыс. устройств в этих торговых точках, таким образом заняв 30% рынка. "В середине 2017 г. в рознице должно быть установлено около 150 тыс. устройств", - отметил Андрей Романенко. Он пояснил, что компания начнет раскрывать выручку и другие показатели по мере старта первых продаж.

Терминалы "Эвотор" поступят в продажу уже в июне. Вначале устройство будет продаваться через каналы продаж Сбербанка. По словам Андрея Романенко, позже гаджет будет доступен через партнерские сети (салоны операторов связи и дилеров), через традиционные каналы дистрибуции кассовой техники и прямые продажи, в том числе через интернет-магазины. Сбербанк, как говорит Андрей Романенко, заинтересован в том, чтобы малый бизнес ставил его терминалы, пользовался эквайрингом от Сбербанка и совершал больше безналичных расчетов.

"Немаловажно, что в рамках проекта "Эвотор" мы строим открытую платформу, к которой может присоединиться любой банк или финансовый институт, заинтересованный в работе с малым бизнесом", - говорит Андрей Романенко. Алексей Макаров отметил, что "Эвотор" уже ведет переговоры о сотрудничестве с другими крупными банками. Кроме того, "Эвотор" заинтересован в выводе продукта на зарубежные рынки. "На этот год планов нет, но мы видим большой потенциал для зарубежной экспансии. Но, зная, что международная экспансия - вещь непростая, мы решили, что сначала обкатаем технологию здесь, в России, а потом будем думать о дальнейшем выходе на другие рынки. Интерес к развитию за рубежом есть у всех трех акционеров", - отметил Алексей Макаров.

В России спрос на смарт-терминал "Эвотор", как ожидают владельцы компании, будет в том числе продиктован и вступлением в силу поправок к закону 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники". Изменения предполагают введение обязательных онлайн-касс для торговых точек (чтобы отправлять чек в ФНС в электронном виде). Андрей Романенко отметил, что это станет дополнительным драйвером развития онлайн-касс и будет способствовать росту спроса на них. Напомним, Госдума планирует принять поправки в 54-ФЗ во втором чтении 10 июня.

Как отметил заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, на рынке сложилась ситуация, когда по продукту "Эвотор" еще нет нормативной базы, однако сам продукт уже есть. Он положительно оценивает появление этой технологии. "Совсем скоро мы будем иметь информацию, которой можно управлять с точки зрения различных пользователей. Налоговые органы смогут осуществлять контроль за торговлей, продавцы получат доступ к ведению учета в ERP-системах, смогут прогнозировать продажи, следить за рынком, создавать систему контроля за сотрудниками внутри организации. Государство сможет видеть, что происходит в ритейле по стране. Возможности новой технологии очень широкие, и важно их увидеть", - подчеркнул он.

Первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис подчеркнул значение проекта "Эвотор" для банка. "Сбербанк последовательно движется в сторону превращения из банка в технологическую компанию. Многие акционеры начинают нас воспринимать именно так. "Эвотор" - одна из многих экосистем, которые мы разрабатываем. Уверен, что многие банки захотят подключиться к этой системе, - отметил он. - Проект повысит эффективность малого бизнеса, снизит их затраты и позволит больше зарабатывать".