Камил Байбуров: "Все больше людей во всем мире хотели бы использовать мобильный телефон в качестве платежного инструмента"
27.06.2016

Увеличение проникновения смартфонов и популяризация бесконтактных платежей повышают востребованность технологии NFC во всем мире. Вице-президент телеком-подразделения Gemalto по России, СНГ и Монголии Камил Байбуров рассказал редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой о факторах, обеспечивающих надежность беспроводных транзакций, и перспективах развития бесконтактных платежей в России.

- Компания Gemalto известна как крупнейший в мире производитель чипов NFC. Какие тренды вы наблюдаете в области развития бесконтактной передачи данных и платежей?

В целом популярность технологий NFC по миру растет. По прогнозам Gemalto, в 2016 году объем мобильных NFC-платежей достигнет €720 млрд, а число осуществляющих их пользователей – ​450 млн человек. Все больше людей во всем мире хотели бы использовать мобильный телефон в качестве платежного инструмента. Наш опыт показывает, что процент людей, которые используют карты, намного выше тогда, когда не требуется вводить пин-код и процесс оплаты проходит быстро и удобно, даже в случае транзакций на небольшие суммы. Также уровень использования технологий NFC возрастает, когда у человека есть возможность осуществлять бесконтактные платежи и переводы с одного устройства. У людей формируется привычка совершать покупки в одно касание.

- Как вы оцениваете востребованность бесконтактных технологий и готовность российской инфраструктуры к массовому внедрению сервисов на базе NFC?

В начале текущего года мы опубликовали отчет по развитию рынка бесконтактных платежей в Европе, из которого следует, что мобильные финансовые услуги являются одним из основных драйверов его роста. Российские операторы связи видят потенциал в продвижении бесконтактных финансовых услуг. Тем более что современные смартфоны дают пользователям все больше возможностей, которые можно и нужно монетизировать. И хотя при покупке мобильного устройства наличие NFC не является определяющим фактором, постепенно эта функция будет встроена, в том числе и в доступные модели телефонов. Задача операторов – ​популяризировать возможности новых технологий. Посмотрите, что делают банки: они выпускают бесконтактные карты и рассказывают пользователям, что расплачиваться ими легко, быстро и безопасно, постепенно приучая их. Операторы должны делать то же самое, информировать о возможности использования телефона в качестве банковской карты. Наличие надежного и доступного по цене беспроводного широкополосного доступа также немало способствует популяризации NFC.

Мы, как компания – ​поставщик технологии, вносим свою лепту, проводя исследования, публикуя отчеты, знакомя рынок с актуальными трендами.

Что касается области применения технологий, то они востребованы прежде всего на транспорте, миллионы пассажиров – ​потенциальные пользователи NFC. В конце прошлого года мы совместно с "ВымпелКомом", "МегаФоном" и МТС запустили проект по оплате проезда в московском городском транспорте с помощью технологии NFC. Для данного проекта Gemalto поставляет операторам SIM-карты с поддержкой технологии UpTeq Multi-Tenant. Вставив такую карту в смартфон, абоненты могут оплачивать проезд, приложив мобильное устройство к бесконтактному ридеру. Для этого на NFC-SIM-карте должно быть предустановлено приложение транспортной карты "Тройка". Люди постепенно привыкают к использованию бесконтактных карт. Мы считаем, что платежи, осуществляемые посредством смартфонов, также со временем станут обычным делом.

Помимо этого, растет проникновение бесконтактных терминалов оплаты, особенно в крупных городах. По оценкам Gemalto и Ingenico, в 2015 году количество терминалов с поддержкой NFC в России уже составило 90‑100 тыс. штук. Можно сказать, что наша страна – ​один из наиболее быстрорастущих рынков.

- Вы упомянули о проекте с сотовыми операторами. С кем еще компания Gemalto сотрудничает в России? Какие проекты были реализованы за последний год?

- Среди наших клиентов в России и мире представители банковского, корпоративного и государственного секторов, все те, кто заинтересован в применении инновационных решений аутентификации для защиты доступа к физическим и цифровым активам. Использование продукта Gemalto позволило российской компании получить от MasterCard одобрение на запуск реализованной облачной платформы.

- Как вы оцениваете уровень безопасности передачи данных посредством именно NFC в сравнении с другими беспроводными технологиями?

Небольшой диапазон действия NFC и шифрование всех банковских транзакций ключами практически снимают вопрос безопасности передачи данных.

Если посмотреть с технической точки зрения, вначале появились карты с магнитной полосой, на которую записывались и с которой легко копировались персональные данные владельца, его имя и номер счета. Затем в карты был внедрен чип – ​средство хранения данных в практически совершенно безопасном виде. Так получилось, что в России этап использования карт с магнитной полосой был быстро пройден, и сейчас почти все карты выпускаются с чипами. На них по-прежнему есть полоса, но эта полоса используется как интерфейс для совместимости со старыми типами терминалов. А персональные данные все равно хранятся на чипе, и все, что передается при транзакциях, шифруется. Соответственно, NFC можно рассматривать просто как еще одну антенну или интерфейс, необходимый для контакта с терминалом. Есть контактный интерфейс, когда связь с терминалом осуществляется через чип, есть магнитный интерфейс – ​магнитная полоса, и есть NFC-антенна. Их безопасность обеспечена той криптографической защитой, которая заложена в чипе. Даже если злоумышленник получит доступ к данным, передаваемым любым беспроводным способом (через Bluetooth или Wi-Fi), их надо будет расшифровать, прежде чем использовать для обналичивания денежных средств.

Банки, продвигающие услуги бесконтактных платежей, уверены в безопасности данного вида транзакций, количество которых будет неуклонно расти. И это лучшее доказательство надежности технологии NFC. По результатам наших исследований, уже в ближайшие три года около 10 % всех транзакций в Европе будут бесконтактными. В России этот показатель пока существенно меньше, но ситуация будет меняться.

Количество карт с одним чипом, имеющим одновременно контактный и бесконтактный интерфейсы, ежегодно увеличивается. В Европе обеспечение точек продаж бесконтактными и дуальными терминалами уже планируется закрепить на законодательном уровне. Платежные системы в ближайшие пару лет заменят все карты на дуальные.

- Какие еще факторы будут способствовать популяризации бесконтактных платежей?

Увеличение количества носимых электронных устройств (wearables) и повышение их доступности, безусловно, окажут влияние. Привыкнув расплачиваться смартфоном, пользователь в скором времени сможет использовать для этих целей часы или браслеты, которые не будут привязаны к какому-то одному оператору.

Есть интересные проекты по организации бесконтактных зон на массовых мероприятиях. Два года назад Gemalto успешно реализовала проект с бесконтактными браслетами в России. Посетители музыкального фестиваля Alfa Future People в Нижнем Новгороде имели возможность получить специальные браслеты, которые позволяли совершать покупки на территории проведения мероприятия. Это помогает избежать очередей и обеспечить сохранность денежных средств, особенно когда мы берем в расчет события, где количество участников превосходит 50 тыс. человек. Функциональный браслет для совершения платежей оснащен бесконтактным чипом от Gemalto и соответствует тем же стандартам безопасности, что и обычная бесконтактная EMV-карта, прошедшая сертификацию одной из международных платежных систем. Пополнить баланс браслета посетители могли через бесконтактные терминалы, установленные на территории фестиваля. Гаджеты обладали водоотталкивающими свойствами и были устойчивы к повреждениям. За такими проектами будущее.

- Gemalto является одним из ведущих производителей SIM-карт и сотрудничает с сотовыми операторами в России и мире, которые констатируют насыщение рынка частных мобильных пользователей. Ощущает ли ваша компания падение спроса на SIM-карты?

- Тенденция насыщения налицо, однако мы падения спроса не наблюдаем. Есть небольшие сезонные колебания, заметно влияние кризиса – ​например, операторы отложили реализацию каких-то маркетинговых программ. Но рынок продолжает развиваться и даже немного растет. В том числе и за счет эволюции технологий M2M и Интернета вещей, для которых этот год должен стать переломным, согласно нашим маркетинговым исследованиям.

Для России пока больше характерно увеличение количества подключенных индустриальных устройств. То есть происходит рост в сегменте M2M, где уже реализуются такие масштабные проекты, как система взимания платы с транспортных средств "Платон", обеспечивающая сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных в масштабах страны. Здесь также стоит упомянуть систему ГЛОНАСС.

Набирает обороты и Интернет вещей, появляется все больше персональных устройств и бытовой техники, подключенных к Сети. В США уже применяются системы биллинга, позволяющие абонентам создавать единый счет для нескольких SIM-карт: мобильное устройство, автомобиль, установленная дома камера видеонаблюдения и т. п. Абоненты просто оплачивают потребляемый трафик. В нашей стране это пока сложно реализовать, в том числе из-за регуляторных ограничений. Но рынок, безусловно, не стоит на месте.