© ComNews
27.06.2016

На российском рынке средств защиты от утечек конфиденциальных данных (DLP) российские игроки потеснили американских. В целом, по данным информационно-аналитического центра Anti-Malware.ru, в 2014 г. и 2015 г. годах российский рынок DLP-решений в рублях показал двузначные темпы роста (рост рынка составил 20,9% и 17,2% соответственно). Однако в долларах США динамика рынка оказалась негативной - по результатам 2015 г. он обвалился сразу на 26%.

По данным Anti-Malware.ru, по объему продаж на российском рынке DLP в 2015 г. лидером является российская компания InfoWatch (1,46 млрд руб.). Рост объема продаж InfoWatch за 2015 г. составил 23,4%. На втором месте по объему продаж расположилась другая российская компания - Solar Security (821 млн руб.). Объем продаж у Solar Security за прошлый год вырос на 37,1%. Такой рост показан относительно "Инфосистем Джет" (из этой компании была выделена Solar Security) в 2014 г.

Следом по объему продаж в 2015 г. идут такие российские компании, как SearchInform (703 млн руб., рост объема продаж за 2015 г. составил 28,8%), Zecurion (652 млн руб., рост - 19%), DeviceLock (572 млн руб., рост - 5%) и "МФИ Софт" (139 млн руб., рост - 20,9%). Что касается зарубежных компаний на российском рынке DLP, то в 2015 г. объем продаж Forcepoint (ранее компания называлась Websense) составил 123 млн руб. (объем продаж за 2015 г. снизился на 25,5%), у Lumension - 85 млн руб. (снижение - 32%) и у Symantec - 45 млн руб. (снижение - 29,7%).

За 2015 г. доля компании InfoWatch на российском DLP-рынке составила 30,8%. Следом идет Solar Secury (17,3%). На третьем месте расположилась компания SearchInform с долей рынка 14,9%. Доли на российском DLP-рынке компаний Zecurion и DeviceLock за прошлый год составили 13,8% и 12,1% соответственно. На долю "МФИ Софт" пришлось 2,9% рынка. Как отмечается в исследование Anti-Malware.ru, крупнейший из зарубежных игроков - Forcepoint занимает только 2,6% рынка. Доли остальных игроков не превышают 2%.

"В 2014-2015 гг. значительно укрепили свои позиции на рынке компании InfoWatch, SolarSecury (относительно доли "Инфосистем Джет") и SearchInform. Так, компания InfoWatch, лидер российского рынка, увеличила свою долю на 6,4%. Доля рынка SolarSecury выросла относительно ее предшественницы - компании "Инфосистемы Джет" на 2,9%. SearchInform сумела нарастить свою долю на 3,8% и выйти на третье место на рынке. Такие результаты особенно впечатляют на фоне довольно вялых изменений на рынке в предыдущие годы, - говорится в исследование Anti-Malware.ru. - В то же время доли рынка Zecurion и "МФИ Софт" за два года фактически не изменились. Первая укрепила позиции на 0,7%, что значительно хуже лидеров, а доля второй фактичекски осталась на том же уровне, уменьшившись на 0,2%. DeviceLock оказалась единственной российской компанией, которая потеряла значительную часть рынка, ее доля за два года снизилась на 3,4%".

Что касается зарубежных компаний, то доля Forcepoint на российском DLP-рынке за последние два года уменьшилась более чем на половину, до 1,5%, доля Lumension - на 2,8%, а доля Symantec и вовсе упала на две третьих, до 1%.

Согласно данным Anti-Malware.ru, в 2014 г. и 2015 г. российский DLP-рынок в рублях увеличился сначала до 4,1, а затем до 4,7 млрд руб. Суммарный рост рынка составил 20,9% и 17,2% соответственно. Несмотря на рост рынка в долларах США на 1% по итогам 2014 г., по результатам прошлого года он обвалился сразу на 26%. "В абсолютном выражении объем рынка уменьшился со $105 млн в 2013 г. до $78 млн в 2015 г., откатившись на уровень 2012 г.", - говорится в исследовании Anti-Malware.ru.

"Непростая экономическая ситуация, с одной стороны, привела к замедлению темпов роста российского DLP-рынка в рублях и его падению в долларовом выражении, а с другой - способствовала ускоренному импортозамещению. Лидирующие шесть позиций на рынке по итогам 2015 г. занимают российские производители, чья совокупная доля рынка составляет уже более 91%. Среди российских компаний разворачивается жесткая конкуренция в сегменте крупного бизнеса и в госсекторе, что способствует постепенному снижению цены, росту качества и функциональности отечественных DLP-систем. В то же время проникновение в сегмент среднего бизнеса пока недостаточное, и здесь еще предстоит много работы - потенциал этого сегмента будет только расти", - отметил генеральный директор аналитического центра Anti-Malware.ru Илья Шабанов.

По словам руководителя отдела продуктовой аналитики Solar Security Андрея Данкевича, компания не первый год сотрудничает с ресурсом Anti-Malware.ru и доверяет их методикам исследования рынка и оценкам. "Это один из немногих ресурсов, который столь внимательно относится к аналитике по DLP-рынку, их мнение определенно имеет вес в профессиональном ИБ-сообществе. Мы полностью согласны с результатами", - подчеркнул в разговоре с корреспондентом ComNews Андрей Данкевич.

По оценкам "Инфосистемы Джет", в 2015 г. в рублевом эквиваленте российский рынок DLP рос. Громкие дела об утечках данных и их последствиях, как сказала руководитель направления DLP центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет" Виолетта Красова, заставляли компании приходить к пониманию того, что без такой составляющей, как DLP-система, трудно считать меры по обеспечению безопасности полными. По ее словам, вендоры шли навстречу бизнесу, совершенствуя и делая более доступными интерфейсы, инструменты расследований и графическое представление информации об утечках.

"За последний год возрос интерес к адаптации DLP-систем под решение конкретных бизнес-задач - например по приведению данных к требованиям регуляторов или созданию режима коммерческой тайны. Обладатели DLP-систем все больше осознавали необходимость выстраивания процессов вокруг DLP - тонкие настройки системы и их актуализация, привлечение консультантов по информационной безопасности, составление алгоритмов ответственности сторон и т.д.", - заметила в беседе с ComNews Виолетта Красова.

По словам председателя совета директоров группы компаний SearchInform Льва Матвеева, рынок замедлил рост. "Если раньше деньги легче доставались и легче тратились, то сейчас к тестированию и закупкам подходят со всей серьезностью и скрупулёзностью, решения выбираются тщательнее. В 2015 году отмечал, что было меньше крупных комплексных проектов, компании выжидали. Но в качественном выражении рынок рос и растет: становится больше инсталляций, - сказал корреспонденту ComNews Лев Матвеев. - Что касается импортозамещения, то для рынка DLP оно, по моему мнению – "фиолетово". Российские продукты всегда были лидерами в этом направлении, западные вендоры занимали не больше 10% рынка. Поэтому, с их уходом расстановка сил не изменилась". 

Согласно данным Anti-Malware.ru, рост российского DLP-рынка сохранится и в 2016 г., но его темпы по сравнению с 2013-2015 гг. немного замедлятся. "По нашей оценке, в 2016 г. рынок должен продемонстрировать рост на уровне 13-15% в рублях, таким образом достигнув объема 5,3-5,4 млрд руб., - говорится в исследование Anti-Malware.ruю - При средневзвешенном годовом курсе за доллар США в 2016 г. на уровне 71 руб. это будет соответствовать $74-76 млн. Таким образом, в долларах США российский рынок DLP второй год подряд будет падать".

По словам Андрея Данкевича, российский DLP-рынок продолжит рост, примерно на 20% в год. Другой вопрос, как заметил он, что некоторые ведущие вендоры уже выходят за рамки классического представления о DLP-системах и помогают решать в том числе задачи экономической безопасности. Такие изменения, добавил Андрей Данкевич, также способствуют расширению рынка.

"Рынок DLP-решений уже насыщен на сегодняшний день. Поэтому стремительного роста до 2017 г. ожидать не приходится. Скорее всего, разработчики будут выходить на новые рынки и нащупывать нестандартные способы применения DLP-систем, например систему контроля рабочего времени или действий привилегированных пользователей", - резюмировала Виолетта Красова.