Виктор Савицкий
© ComNews
27.06.2016

Количество абонентов виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) в РФ за прошлый год составляло около 2,2 млн. При этом к 2020 г. их количество увеличится всего до 5 млн, тогда как в Европе к этому времени прогнозируется 110 млн MVNO-абонентов. Такие данные приводят эксперты J'son & Partners Consulting. Медленные темпы роста российского MVNO-рынка, по мнению его игроков, во многом связаны с отсутствием у потенциальных операторов экспертизы в мобильном бизнесе.

Компания J`son & Partners Consulting опубликовала исследование, посвященное основным тенденциям и перспективам развития рынка MVNO в России и Европе. В нем говорится, что к концу 2015 г. в РФ насчитывалось около 2,2 млн абонентов MVNO, что составляет не более 1% от количества активных SIM-карт мобильной связи. По мнению аналитиков, этот показатель примерно соответствует уровню развивающихся стран Латинской Америки и Восточной Европы.

Вместе с тем, по данным исследования, Европа занимает лидирующие позиции в мире по количеству действующих виртуальных операторов мобильной связи. В ней насчитывается 585 MVNO, или 59% от мирового показателя, без учета "вторых" брендов сотовых операторов. Аналитики объясняют высокую популярность MVNO в Европе тем, что отраслевые национальные регуляторы стремятся усилить конкуренцию и снизить розничные цены на мобильную связь. Кроме того, популярность MVNO связывается с готовностью операторов максимально эффективно использовать свои сетевые емкости и радиочастотный спектр, в том числе в сегменте сетей 4G/LTE.

Аналитики отмечают, что, по прогнозам компании Pyramid Research, в 2015-2020 гг. среднегодовой темп роста (CAGR) абонентов MVNO в Европе составит 5%, и в конце 2020 г. в регионе будет насчитываться 110,7 млн MVNO-абонентов.

В исследовании сообщается, что наиболее перспективными сегментами для виртуальных операторов в Европе является мобильная передача данных, M2M, этнические и роуминговые проекты, в то время как стратегия MVNO-дискаунтеров на развитых европейских рынках больше не гарантирует им успеха.

По мнению экспертов J`son & Partners Consulting, основные сдерживающие факторы развития российского рынка MVNO связаны с незаинтересованностью крупных сотовых операторов в усилении конкуренции в условиях фактического отсутствия регуляторного давления.

"Потенциальным независимым MVNO в России сложно и чаще всего просто невозможно договориться с сотовыми операторами о предоставлении в аренду сотовой инфраструктуры. Еще одним тормозом является неготовность нормативно-правовой базы. В частности, законодательно не определены условия для деятельности MVNA (Mobile Virtual Network Aggregator - Прим. ComNews) - агрегаторов, которые могли бы выступать посредниками небольших виртуальных операторов в коммерческих соглашениях с операторами мобильной связи для получения более выгодных условий за счет эффекта масштаба. Для крупных MVNO "полного цикла" (Full MVNO) развитие сдерживается необходимостью высоких капитальных затрат в условиях сложности реализации модели совместного использования инфраструктуры", - говорится в исследовании J`son & Partners Consulting.

Как сообщил ComNews руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин, годовой объем российского рынка услуг MVNO конечным пользователям составляет около 10 млрд руб. в год.

Такие же цифры приводили ранее аналитики "ТМТ Консалтинга" (см. новость ComNews от 10 июня 2016 г.). Однако их данные по количеству абонентов виртуальных операторов несколько отличаются от данных J`son & Partners Consulting: количество абонентов MVNO в РФ, по информации "ТМТ Консалтинга", за прошлый год выросло более чем в два раза по сравнению с 2014 г. - с 1,2 млн до 2,5 млн человек. При этом отмечалось, что российский сегмент MVNO формируют суббренды (семейный, дочерний, или зонтичный бренд) базовых операторов.

"Анализ существующих, находящихся на разных этапах реализации MVNO-проектов в России, планируемых, закрытых и замороженных, показал, что наиболее жизнеспособными MVNO являются проекты, запущенные телекоммуникационными компаниями внутри групп компаний (ПАО "Мобильные ТелеСистемы", ПАО "МегаФон")", - говорится в исследовании J`son & Partners Consulting.

По мнению аналитиков, крупнейшим MVNO в России является Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона") с абонентской базой около 1,7 млн к концу 2015 г. и рыночной долей крупнейших проектов MVNO в РФ 78% по количеству абонентов. К другим крупным проектам относится MVNO-оператор "Кантриком" (бренд "Алло Инкогнито"), ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС, "дочка" МТС), SIM SIM (созданный ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") совместно с ООО "Сим Телеком"), Matrix Mobile (проект компании "Матрикс телеком" и "МегаФона") и Aiva Mobile (проект ОАО "МТТ").

"Наш опыт показывает, что MVNO-проекты могут эффективно развиваться на высококонкурентных рынках. Виртуальные операторы используют уже существующую инфраструктуру сети, поэтому больше сосредоточены на создании революционных для рынка предложений, а также лучшей сегментации перспективной целевой аудитории", - рассказала ComNews пресс-секретарь Yota Анастасия Васильченко.

Руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина сообщила ComNews, что за последние несколько лет на сети "МегаФона" были реализованы MVNO-операторы различных моделей по степени интеграции, среди них - Yota, NetByNet (ООО "Нет Бай Нет Холдинг", 100%-ная "дочка" "МегаФона"), коммерческая организация ГЛОНАСС, ООО "Газпром телеком" (специализированный оператор ПАО "Газпром"), а также ряд проектов для группы операторов ОАО "СМАРТС".

"Став MVNO-оператором, компания повышает свою капитализацию, поскольку может оказывать дополнительные сервисы как полноценный оператор связи без получения лицензии Роскомнадзора", - считает Юлия Дорохина.

"Существующие реалии рынка MVNO в России таковы, что успешными становятся нишевые проекты операторов "большой тройки". Помимо агрессивного набора абонентской базы для подобных проектов есть и иной общий результат - к сожалению, это их недолговечность. МГТС удалось найти и реализовать сценарий по стратегии win-win-win, в которой победителями выходят и базовый оператор, и виртуальный, и, что самое главное, клиенты. С помощью конвергентных пакетов, включающих мобильные услуги, мы снизили отток абонентов, одновременно повысив их ARPU", - комментирует ситуацию на рынке MVNO в исследовании J`son & Partners Consulting руководитель проектов отдела маркетинга МГТС Максим Бурцев.

По его словам, компания продолжает экспериментировать с разными моделями MVNO. "Ближайшие перспективы - выход в сегмент М2М (межмашинные коммуникации - Прим. ComNews).

По словам пресс-секретаря МТТ Дарьи Лютцау, к концу 2015 г. у Aiva Mobile насчитывалось более 50 тыс. абонентов.

"Медленные темпы роста российского MVNO-рынка можно приписать нескольким факторам, основные из которых - отсутствие у потенциальных операторов экспертизы в мобильном бизнесе и связанные с запуском таких проектов риски", - сообщила ComNews Дарья Лютцау.

"С рынком MVNO неразрывно связан рынок MVNE/A. С одной стороны, развитый рынок MVNO дает возможности для возникновения агрегаторов и энейблеров, но с другой - наличие MVNE позволяет запускаться новым виртуальным операторам. На российском рынке пока не наблюдается бума независимых MVNO, и по нашему мнению, в этой ситуации скрыт потенциал для развития MVNE", - отметила пресс-секретарь МТТ.

По мнению Дарьи Лютцау, факторы, которые тормозят MVNO-рынок как раз нивелируются MVNE. Используя MVNE-инфраструктуру, как считает она, компаниям быстрее и проще разворачивать виртуальных мобильных операторов.

"Так, запустив нашего независимого Full-MVNO-оператора Aiva Mobile, мы доказали состоятельность и успешность подобного подхода на собственном примере. Этот опыт позволяет нам с уверенностью говорить о том, что рост российского MVNO-рынка в ближайшей перспективе будет как раз обусловлен MVNE, то есть теми игроками, которые смогут обеспечивать специфические потребности клиентов, которые заинтересованы в запуске своих мобильных проектов. MVNE, таким образом, можно считать будущим всего отечественного MVNO-рынка", - заключила Дарья Лютцау.

Как рассказала ComNews пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 РТК Холдинг") Ольга Галушина, их компания заинтересована в развитии MVNO-партнерств. "Сейчас у нас в стадии активной проработки находится проект создания MVNO с "Ростелекомом". Мы рассчитываем выпустить совместный с "Ростелекомом" продукт в III квартале этого года. Это будет quadro play - услуги домашней телефонии, интернет-доступа, ТВ и сотовой связи в одном пакете", - сообщила пресс-секретарь Tele2.

Представитель "ВымпелКома" рассказал ComNews, что сотовым операторам выгоднее осуществлять работу с некоторыми сегментами за рамками основного бренда, через MVNO-проекты. "Ярким примером является запущенная "Билайном" в партнерстве с "Сим Телекомом" первая в России этносистема для приезжих клиентов из стран ближнего и дальнего зарубежья на базе виртуального оператора SIM SIM. Она поднимет на новый уровень не только качество связи, но также качество и разнообразие финансовых, консультационных и многих других сервисов для наших иностранных абонентов", - отметил представитель "ВымпелКома".

По его мнению, данное соглашение между компаниями обеспечивает рост совместного бизнеса обоих операторов благодаря более фокусной работе, большим возможностям, гибкости, которые дает работа по схеме MVNO. "В настоящее время мы уже видим положительные результаты данного сотрудничества. В целом, на наш взгляд, российский рынок характеризуется низким уровнем цен и отсутствием свободных ресурсов, поэтому в настоящий момент нет существенных предпосылок для бурного роста такого рода предложений", - отметил представитель сотового оператора.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ недавно объявило о том, что разрабатывает правила применения оборудования систем коммутации для возможности его совместного использования операторами связи. Проект приказа сейчас находится в стадии разработки и должен пройти процедуры согласования. Как считают в министерстве, он позволит операторам связи, а также MVNO-операторам применять на сетях сертифицированное коммутационное оборудование, работающее в режиме совместного использования (см. новость ComNews от 14 июня 2016 г.).