© ComNews
22.07.2016

Суд в Амстердаме признал компанию Takilant, связанную с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой, виновной в получении взяток от телекоммуникационных операторов - голландского Vimpelсom Ltd. и шведской Telia (бывшая TeliaSonera). По решению суда, Takilant должен заплатить штраф в 1,6 млн евро. Акции Vimpelсom Ltd. негативно отреагировали на эту новость, их котировки снизились на 2,2%.

О штрафе, наложенном на Takilant, говорится в решении суда. Кроме того, он постановил конфисковать $135 млн из активов Takilant. По данным суда, есть доказательства того, что Takilant получала взятки от Vimpelсom Ltd. и TeliaSonera, которые таким образом хотели приобрести лицензии для доступа на телеком-рынок Узбекистана.

Пресс-служба Vimpelсom Ltd. вчера отказалась комментировать это судебное разбирательство.

Дело Takilant - это часть крупного расследования деятельности Vimpelcom Ltd. в Узбекистане, которое с 2014 г. ведут власти США и Нидерландов. Голландского оператора подозревают в участии в коррупционных схемах. По предположению следователей, Vimpelcom Ltd. для выхода на телекоммуникационный рынок Узбекистана использовал сеть подставных компаний и фальшивые консультационные контракты для взяток структурам, связанным с семьей президента Узбекистана, а именно со старшей дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой (см. новость ComNews от 20 января 2015 г.).

В июле 2015 г. Минюст США получил разрешение на арест активов (в общей сложности на $300 млн), связанных с коррупционными схемами на узбекском телеком-рынке. В конце 2015 г. Vimpelcom Ltd. зарезервировал под "вероятные штрафы" $900 млн в связи с "узбекским делом". В феврале 2016 г. Vimpelcom Ltd., в рамках взаимодействия с властями США и Нидерландов по расследованию, подготовил соглашения об урегулировании претензий с Минюстом США, Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) и прокуратурой Нидерландов (Openbaar Ministerie, OM). В результате Vimpelcom Ltd. заплатил $795 млн штрафа по соглашениям с властями США и Нидерландов (см. новость ComNews от 20 февраля 2016 г.).

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин отметил, что акции Vimpelcom Ltd. негативно отреагировали на решение суда по делу Takilant и их котировки снизились на 2,2%. Однако, по его оценкам, это дело никак не повлияет на Vimpelсom Ltd. в дальнейшем. "На мой взгляд, влияние на оператора уже имело место, когда он был оштрафован на $795 млн. Считаю, что больше санкций к холдингу применяться не будет", - отметил он.

По словам аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, инвесторы могут положительно реагировать на тот факт, что "узбекское дело" Vimpelсom Ltd. постепенно подходит к завершению и снижаются регулятивные риски для компании. Заместитель директора аналитического отдела "Альпари" Наталья Мильчакова также полагает, что "узбекское дело" Vimpelсom Ltd. подходит к концу.

Напомним, на фоне этого коррупционного скандала в начале октября 2015 г. Telenor (владеет 33% акций в Vimpelcom Ltd.) сообщил о намерении целиком продать долю в Vimpelcom Ltd. Это решение компания объяснила тем, что у нее нет возможности полностью контролировать Vimpelcom Ltd и "этот актив вызывал трудности" (см. новость ComNews от 6 октября 2015 г.).

В ноябре 2015 г. Telenor даже нанял юридическую компанию Deloitte для экспертизы деятельности представителей норвежского холдинга при управлении пакетом акций Vimpelcom Ltd. с 2005 г. по ноябрь 2015 г. По результатам проверки Telenor уволил главного финансового директора Рихарда Олава Аа и главного юриста Пала Вьена Эспена. Кроме того, отчет юристов указывает на слабые места в организационной структуре и системе коммуникаций оператора. Тем не менее аудит Deloitte не выявил причастности сотрудников Telenor к коррупционным действиям (см. новость ComNews от 4 мая 2016 г.).

На днях Vimpelcom Ltd. назначил главой департамента комплаенс Даниэля Чапмана. Он займется развитием процедур по обеспечению соблюдения требований антикоррупционного законодательства и корпоративной бизнес-этики. Его предшественник Энрике Аснар остался в компании и возглавил недавно созданный отдел корпоративной трансформации и культуры.