Анна Афанасьева
02.08.2016

Крупнейшие киностудии стали активнее отдавать кинопремьеры для легального просмотра или скачивания в онлайне. За последние несколько лет временной промежуток между премьерой фильма в кинотеатрах и в интернете сократился в России с 16 до 8-12 недель.

Уменьшение цифрового окна играет на руку онлайн-видеосервисам, выручка которых по итогам прошлого года увеличилась на треть, но не нравится кинотеатрам, сборы которых за этот же период выросли лишь на 4%.

Правообладатели стали активнее отдавать кинопремьеры для легального просмотра и скачивания в интернете: цифровые окна (промежуток между премьерами в кинотеатрах и в интернете) за 2015-2016 годы сократились в среднем до 8-12 недель, подсчитала компания Okko. Три-пять лет назад, по данным компании, окно для релизов крупнейших мейджоров составляло 16 недель. Из-за ранних окон наблюдается рост аудитории кино в сети, хотя и не быстрый, констатирует гендиректор Okko Иван Гродецкий. "Сокращение окна увеличивает мотивацию посмотреть фильм онлайн, а значит, растет спрос на фильм. Кроме того, сократилось окно между выходом пиратских копий и легального кино",— рассуждает он.

Долгие окна от 15 недель сейчас характерны лишь для анимационных фильмов, наиболее долгожданных релизов и картин, которые студии "особо оберегают". Короткие окна по пять-шесть недель, как правило, становятся исключением и характерны для фильмов категории "В". Окно для российского кино и независимых голливудских релизов стабилизировалось на уровне трех-четырех, реже шести недель. Так, у "Экипажа" цифровое окно составило шесть недель, "Кунг-фу Панды 3" — восемь, "Дэдпула" и "Выжившего" — десять, "Марсианина" и "Агентов А.Н.К.Л." 12 недель. Директор по контенту ivi Софья Квашилава подтверждает тенденцию к "сокращению окон до 10-14 недель", причину которой она видит в развитии легальных форм просмотра.

Она также указывает на отсутствие премиального платного телевидения в РФ в западных объемах, что не может не влиять на мейджоров. "Правообладатели идут на это в силу естественных движений рынка в сторону цифровой дистрибуции. С одной стороны, короткие окна могут сопровождаться более высокой стоимостью контента для пользователей, с другой — это усиливает легальные сервисы в борьбе с пиратами",— добавляет гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов.

Длинные цифровые окна обусловлены политикой мейджоров в США, указано в исследовании Okko: минимальный срок проката там — два-три месяца. Кроме того, в США и Европе продажа DVD до сих пор гигантский бизнес и приносит "десятки миллионов долларов на фильм". Российское пиратство несет ущерб продажам дисков в западных странах, в этом состоит риск для мейджоров, объясняет Иван Гродецкий: они опасаются, что пиратская копия в России может снизить продажи DVD, а доход от онлайн-показа в России не перекроет эти потери.

Кинотеатральные сборы в России, по данным "Кинобизнеса сегодня", в 2015 году выросли на 4,07%, до 48,085 млрд руб. Выручка онлайн-видеосервисов за этот период выросла на 32%, до 3,4 млрд руб., подсчитала ТМТ Consulting.

Кинотеатрам тенденция сокращения цифровых окон не нравится, признает гендиректор киносети "Каро" Ник Глушко. "Но мы также видим, что мейджоры понимают ее отрицательное влияние на кинотеатры и бокс-офис и стараются сдерживать окна. В то время как некоторые небольшие компании, стараясь заработать как можно больше денег за короткий срок, не думают о последствиях. Эти процессы влияют на поведение потребителя. Люди начинают ждать выхода фильмов онлайн. Эти процессы остановить практически невозможно, но кино снимается для больших экранов и оно должно иметь долгий прокат",— категоричен он. Если прокатчик планирует выложить фильм онлайн через один-два месяца после премьеры, киносети вынуждены урезать сеансы, так как они не будут привлекать зрителей, объясняет господин Глушко. Наиболее комфортным цифровым окном он считает шесть месяцев после выхода фильма в прокат.

На третьей-четвертой неделе проката теряется значительное количество сеансов и потенциал к росту сборов, а быстрый выпуск в онлайн, пока фильм еще помнят и обсуждают, позволяет сработать на "хвосте" кинотеатральной кампании, возражает руководитель департамента цифровых продаж киноторговой компании "Вольга" Артем Сверблюк. По его мнению, есть "пограничная" аудитория, которая готова подождать эти четыре недели и купить фильм легально, но при большем окне обращается к пиратским ресурсам. Оптимальным окном между кинотеатральным и цифровым релизом он называет четыре-восемь недель. "Поэтому мы всегда стараемся убедить студию-производителя, что раннее окно — только плюс к общей выручке фильма. Если фильм уже вышел в США, Мексике, Великобритании и Германии, основных причин задержки цифрового релиза практически нет",— резюмирует господин Сверблюк.