Василиса Белокопытова
02.08.2016

"Ростелеком" до конца года запустит пилотный проект по оснащению городов "умными" домофонами. Тестирование будет проводиться в Приволжском федеральном округе — в центре апробации практических решений в сфере ЖКХ "Ростелекома".

 — По итогам проекта будет принято решение об использовании "умных" домофонов по всей стране. Об этом "Известиям" рассказал руководитель проектов департамента прикладных проектов "Ростелекома" Павел Лысенко. — Мы прорабатываем возможность замены домофонов без увеличения стоимости для абонентов, но с повышением их функционала. Сейчас мы проводим анализ решений различных производителей. Восемь компаний продемонстрируют свои решения в одном-трех домах в Самаре, Нижнем Новгороде и Димитровграде. Далее мы уже сможем выбрать объективно лучшее решение, сформировать партнерскую программу и запускать проект по всей России. "Умные" домофоны — это решение в рамках большой концепции "интернета вещей", которую сейчас активно развивают в России.

Видеозаписи с камер домофонов будут передаваться в МВД и храниться не серверах 30 суток. Передача данных будет идти по специальным защищенным сетям интернет-провайдера. По словам представителей компании, это необходимо для защиты персональных данных. Компания уже договорилась с МЧС и МВД об установке программного обеспечения, с помощью которого идет управление домофонами. По запросу (например, в случае взлома автомобиля) житель сможет обратиться к председателю ТСЖ, который свяжется с компанией и сможет получить видеозаписи. Кроме того, через "умный" домофон управляющая компания сможет пускать в эфир короткие голосовые сообщения во время прохода через подъездную дверь. Например, оповещать о необходимости своевременной оплаты коммунальных услуг или плановом отключении воды. Это основные функции, которые будут входить в базовый пакет. Для жителей в случае выбора базового решения стоимость обслуживания домофона останется такой же, которую он платит сейчас за обслуживание обычного домофона. При желании можно будет оформить расширенный пакет услуг. Здесь цена будет зависеть от выбранных опций. Например, обычную домофонную трубку в квартире можно заменить на планшетное устройство, которое сможет в том числе управлять и "умным" домом. В дополнительные функции также входит управление домофоном с помощью смартфона. Например, пользователь сможет получить изображение звонящего в домофон на свой телефон.

 Айрат Азизов, директор по стратегическому развитию компании "Спикфон", одного из участников тестирования "Ростелекома", рассказал, что разработка подобной системы обошлась примерно в 20 млн рублей.

— В "умных" домофонах есть возможность оповещения о чрезвычайных ситуациях, эта система формируется во исполнение указа президента о создании комплексной системы экстренного оповещения населения, — пояснил Айрат Азизов. — Кроме того, мы поможем МВД повысить раскрываемость преступлений с помощью видеозаписей, а управляющим компаниям — решить вопрос с оповещением жителей. Это такой мост, который соединяет муниципалитет и население.

Основатель сети для "интернета вещей" Starnet alliance Анатолий Сморгонский считает, что мы отстаем от мирового тренда по цифровизации сферы ЖКХ на пару лет. Но тенденция по созданию проектов в сфере "интернета вещей" и "умного города" в РФ развивается. 

— Технологически проект несложный, хотя направлен на повышение безопасности города и требует больших инвестиций, — говорит Анатолий Сморгонский. — Но проекты в сфере "интернета вещей" в ЖКХ важны как для компаний, которые хотят повысить свою конкурентоспособность, открыть новые рынки сбыта, внедрить новые бизнес-модели, так и для людей, которые смогут повысить свой уровень комфорта, уровень личной безопасности.

Все расходы по установке оборудования "Ростелеком" берет на себя. По словам Павла Лысенко, стоимость оснащения одного дома начинается от 50 тыс. рублей. Обслуживание также будет осуществляться компанией. Счет же за обслуживание будет выдаваться не отдельной квитанцией, как это чаще всего происходит сейчас, а будет включен либо в единый платежный документ за коммунальные услуги, либо в квитанцию "Ростелекома" за оплату телефонии и интернета.

Директор департамента по работе со стратегическими заказчиками Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Елена Артемьева отмечает, что многие операторы сейчас ищут новые инвестиционные идеи, поскольку телеком-сектор снизил темпы роста. При этом, по ее мнению, несмотря на большое количество создателей проектов, пока в России нет ни одного примера комплексной реализации "умного города", всё происходит фрагментарно, а у самой сферы реализации пока еще много барьеров.

— Это первый экспериментальный шаг к возможной цифровизации городов, необходимый для того, чтобы выстроить механизм взаимодействия между различными госведомствами, городскими структурами и бизнесом, — говорит Елена Артемьева. — "Ростелеком" выступает как инфраструктурный и инвестиционный партнер этого проекта. Тем не менее системности по переходу к новым технологиям в ЖКХ пока не наблюдается, а бюджеты управляющих компаний и города ограничены. Также нет регламентов межведомственного взаимодействия по обмену данными, нет практики применения новых технологических платформ.