Сергей Македонский: "Традиционная структура и специфика российского ИТ-бизнеса не позволит компаниям из стран БРИКС доминировать на отечественном рынке"
08.08.2016

Тенденции развития мировой экономики таковы, что компаниями из разных индустрий все больше востребованы различные ИКТ‑сервисы по запросу. О проблемах российского рынка ИТ-аутсорсинга и необходимости его поддержки со стороны государства корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину рассказал президент, председатель правления НП "Ассоциация стратегического аутсорсинга "АСТРА" Сергей Македонский.

- Каково состояние российского рынка ИТ-аутсорсинга?

- По оценкам аналитиков, объем глобального рынка аутсорсинга услуг достигает $800 млрд. С одной стороны, на этом большом и динамичном рынке идет жесткая традиционная конкурентная борьба, появляются новые игроки, страны и целые континенты, например – ​Южная Америка. С другой стороны, формируются новые формы взаимодействия, которые игроки рынка обозначили неологизмом co-opetition – ​одновременно конкуренция и сотрудничество. Данный термин – ​попытка отразить новые реалии взаимодействия поставщиков услуг из разных стран, обладающих различными компетенциями, в целях формирования так называемых бесшовных интегрированных глобальных сервисных цепочек создания добавленной стоимости для производства услуг 24×7 в интересах глобальных заказчиков.

К сожалению, России и отечественным сервисным компаниям вновь отведена роль догоняющих в быстроразвивающейся мировой экономике цифровых услуг. Положение нашей страны в данном секторе, с учетом отсутствия понимания и поддержки со стороны государственных органов, а также в текущих условиях внешней изоляции и режима санкций, пожалуй, даже слабее, чем оно было в 2000‑2001 годах у российских разработчиков ПО, которые стартовали с $300 млн экспорта в год, тогда как, например, одна Индия уже экспортировала услуг по разработке ПО на $12 млрд в год.

- Какие инициативы государства, стимулирующие отечественные компании к выходу на зарубежные рынки, в частности стран БРИКС, вы видите?

- Могу с глубоким сожалением констатировать, что в нашем секторе я не вижу не только каких-либо инициатив, стимулирующих российские сервисные компании к выходу на рынки стран БРИКС, – ​я не вижу даже минимального понимания государством важности данной индустрии, в том числе экспорта услуг, для развития экономики России. При этом статистика объективно показывает, что чем больше доля услуг в ВВП страны и чем больше граждан и предприятий вовлечено в индустрию их предоставления, тем более развита и устойчива экономика, тем выше благосостояние и качество жизни граждан.

Повторю прописные истины из учебников по экономике. Постиндустриальная экономика – ​это экономика услуг, в том числе цифровых. Многие руководители предприятий понимают, что им нужны не так называемые ИТ – ​компьютеры, сети, принтеры, ПО и тому подобное, им нужны качественные ИТ-услуги от внутреннего подразделения, из облака или от внешнего поставщика. Условно говоря, в конечном итоге им необходим только корректный документ требуемой формы, объема и содержания в нужное время в любом месте и на любом устройстве.

Кроме того, взрывное развитие Интернета вещей (IoT) фактически добивает традиционные отрасли промышленности. Например, самые передовые производители промышленного компрессорного оборудования уже не продают своим клиентам, заводам, огромные и сложные механизмы, они продают сжатый воздух, выставляя ежемесячные счета за реально потребленный объем требуемой степени сжатия. А это и есть услуга. Таким образом, в XXI веке любое физическое (промышленное либо электронное) оборудование и даже цифровое ПО являются только компонентами услуг, которые формируются и поставляются заказчикам специализированными сервисными компаниями.

- Какая именно помощь со стороны государства необходима российским аутсорсинговым компаниям для выхода на зарубежные рынки?

- Государству необходимо сделать очевидные вещи. В частности, нужна постоянная и системная господдержка участия российских сервисных, в том числе ИТ-сервисных, компаний в зарубежных национальных и международных конференциях и выставках, организации специализированных международных сервисных конференций и выставок в России, включая регионы РФ. Такая поддержка должна быть комплексной, с прямым финансированием и непосредственным участием руководителей заинтересованных министерств и ведомств.

Также государству необходимо формировать и поддерживать позитивный образ России как миролюбивого демократического государства со стабильной или растущей конкурентной экономикой, сотрудничающего с другими странами. Государства, где есть социальная стабильность и развитие, включая отдаленные регионы страны. Без успешной работы руководства государства в этом направлении трудно говорить о серьезном участии российских компаний в современной мировой экономике, в частности – ​в глобальной индустрии услуг.

Регулятор должен вести мониторинг тенденций глобальной экономики с целью быстрого практического использования экономических и технологических трендов в начале их развития. Здесь руководству страны есть много чему поучиться у партнеров по БРИКС. Например, Китай получил продолжительный экономический рост, используя модель аутсорсинга промышленного производства, Индия продолжает оставаться безусловным мировым лидером в предоставлении услуг по разработке ПО, многие государства Латинской Америки, включая Бразилию, демонстрируют постоянный рост экспорта цифровых услуг, использования инструментов социального аутсорсинга.

Однако без серьезной работы внутри страны над формированием и развитием национальной индустрии услуг и аутсорсинга, без создания экосистемы профессиональных поставщиков услуг нечего будет и экспортировать.

- Какие именно шаги государства в этом направлении вы считаете приоритетными?

- В первую очередь – ​изменение российского законодательства в части возможности заключения сервисных контрактов на продолжительный срок, особенно для госпредприятий, так как никакой сервисный контракт не окупится в течение одного года. Также важно содействие в организации специализированных государственных и коммерческих программ страхования рисков российских заказчиков услуг аутсорсинга.

Кроме того, государству нужно сформировать экономические условия для опережающего развития индустрии услуг и аутсорсинга внутри страны, стимулировать отечественные предприятия, включая крупные госкорпорации, к фокусированию только на ключевых компетенциях и передаче на аутсорсинг функций, не создающих конкурентных преимуществ. Необходимо содействие в формировании конкурентной среды для поставщиков различных профессиональных услуг, в том числе через льготное налогообложение.

Еще один важный шаг – ​подготовка профессиональных кадров для российской сервисной индустрии: сервисных менеджеров и специалистов разных уровней компетенции, знающих и умеющих использовать самые современные прикладные инструменты.

Отечественная академическая экономическая наука и высшая школа должны поддержать новую отрасль народного хозяйства через фундаментальное изучение и анализ особой дисциплины service science – ​науки о сервисе, или сервисологии. Так как услуги в производстве, продвижении и предоставлении существенно отличаются от продуктов (даже цифровых) – ​они неосязаемы, существуют только при одновременном присутствии поставщика и заказчика, их нельзя складировать, – ​то преобладающее значение в индустрии услуг имеют так называемые мягкие компетенции.

- Как может отразиться на российском ИТ-рынке массовый выход на него компаний из стран БРИКС?

- Традиционные структура и специфика российского ИТ-бизнеса не позволят компаниям из стран БРИКС доминировать на отечественном рынке, как они не позволяли этого ранее западным вендорам и поставщикам. Причем текущее неконкурентное выжимание последних с российского рынка, очевидно, ведет к снижению конкуренции и, как следствие, к снижению качества продуктов и услуг, в том числе в сфере ИТ. Поэтому я уверен, что открытие отечественного ИТ-рынка для компаний из ныне дружественных стран поможет хоть как-то поддержать его развитие и связь с глобальным рынком передовых цифровых технологий.

- Может ли открытие российского рынка обернуться утечкой кадров?

- Любые хорошие специалисты, особенно в сфере цифровых технологий, всегда будут стремиться работать в компаниях, производящих и/или использующих передовые технологии, для собственного профессионального развития.

Также профессионалы заинтересованы трудиться в международных компаниях для постоянного обмена опытом и культурного общения с коллегами в странах с относительной социальной стабильностью, а также с развитой общественной инфраструктурой, включая здания и учреждения, тротуары, газоны, пруды, дороги, транспорт и туалеты.

Отсутствие социальной стабильности и качественной общественной инфраструктуры, конечно, можно компенсировать, например высокими зарплатами, но это временное решение, которое также, очевидно, ведет к потере конкурентоспособности отрасли. Еще есть старые, забытые советские способы сохранения профессиональных и научных кадров: железный занавес и шарашки (НИИ и КБ закрытого типа).