Даниил Виняр, руководитель группы перспективных разработок центра сетевых решений ЗАО "Инфосистемы Джет"
15.08.2016

Об особенностях использования систем DPI в маркетинговых целях рассказал руководитель группы перспективных разработок центра сетевых решений ЗАО "Инфосистемы Джет" Даниил Виняр.

- Является ли необходимость блокировки запрещенного контента основной причиной внедрения систем DPI российскими операторами?

- Фильтрация интернет-трафика и блокировка противоправного контента - ​не единственные функции DPI-решений. Одним из пользователей DPI-системы может стать маркетинговая служба телекоммуникационной компании.

От деятельности маркетологов во многом зависят доходы и конкурентоспособность оператора. DPI может помочь им в аналитике абонентской базы для ее кластеризации и группирования по разным признакам. Цель такого анализа - ​выявление абонентов, склонных к оттоку, потребляющих трафик больше или меньше среднего в рамках своего тарифного плана, практикующих tethering (использование мобильного телефона в качестве точки доступа) в мобильной сети, а также оценка популярности тарифов и опций в рамках разных тарифных планов.

Соответственно, при выборе решения ИТ-службе правильно будет учесть интерес маркетингового подразделения к функциональности данной системы.

- Какие же требования предъявляются к системам анализа трафика маркетологами?

- Эффективное DPI-решение должно уметь не просто анализировать трафик, но и классифицировать абонентов на основе различных признаков. Полезной с точки зрения маркетинга может быть классификация тарифных планов, опций и услуг, на которые подписаны абоненты, что позволяет оценить уровень активности пользователей разных тарифных планов. Оценка среднего потребления в группе абонентов одного тарифного плана даст возможность выделить пользователей, себестоимость обслуживания которых выше, и тех, которые обходятся дешевле. Для мобильных сетей, в которых применяются тарифы с ограничением по трафику, оценка использования абонентами квот позволит выделить группу склонных к дополнительному потреблению и группу сдерживающих потребление по истечении установленного тарифом трафика.

Классификация источников трафика на основе принадлежности внешних IP-адресов к различным автономным системам с помощью протокола BGP (Border Gateway Protocol - ​протокол граничного шлюза) поможет оценить себестоимость трафика, получаемого абонентом локально, от местных партнеров внутри страны или от источников из-за рубежа. На основе такого критерия можно определить абонентов, которые дороже в обслуживании. Кроме того, подобная статистика определит эффективность внедрения кеширующих систем или заключения новых пиринговых соглашений.

Большинство DPI-систем способны определить спектр хостов или доменов, которые генерируют трафик, и получить топ-100 доменов по трафику или количеству соединений. Однако если в DPI-решении реализована дополнительная функциональность, например позволяющая определить, к какой категории относится домен источника трафика, можно сразу получить отчет не только о том, какие домены посещал пользователь, но и о его интересах. Простейший признак, характеризующий абонентов, склонных к смене оператора, - ​посещение сайтов конкурентов и изучение их тарифов и предложений.

Для мобильных операторов может оказаться полезной возможность DPI-системы классифицировать трафик по местоположению абонента. Это позволяет сгруппировать виды услуг по территориальному признаку и в дальнейшем сделать регулярным пользователям конкретного приложения специальное предложение, актуальное для использования в конкретных условиях. Таким образом, DPI может стать одним из инструментов создания уникальных тарифных планов, опций и услуг, а также косвенно повысить лояльность абонентов.

- Как на практике применяется DPI для повышения лояльности абонентов?

- Возможности DPI по управлению трафиком позволяют реализовывать динамические модели с учетом вышеперечисленных данных.

Информация о себестоимости обслуживания разных классов трафика и разных групп абонентов важна для построения и реализации средствами DPI модели управления с честным (fair play) распределением полосы между различными группами абонентов и модели стоимостного (cost based) управления трафиком на внешних стыках с партнерами.

Переадресация HTTP-запросов и их обогащение помогают оператору вовремя сделать абоненту предложение с актуальной услугой или опцией. Например, временно увеличивать полосу при соблюдении нескольких условий: когда наблюдается максимальное использование полосы тарифного плана подписчика, есть доступная полоса в принципе и имеется достаточная сумма на счету абонента. Или в мобильной сети передачи данных при квотном тарифе не блокировать доступ к услуге при исчерпании лимита, а заранее предложить дополнительную квоту.

Таким образом, активное использование DPI не только техническими службами и не только для выполнения требований регулятора повышает эффективность применения данной системы. В частности, функциональность DPI для реализации стоимостных моделей управления трафиком может повлиять на коммерческую эффективность и конкурентоспособность оператора связи.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты