Точка зрения / август 2016
Боб Пламридж, генеральный технический директор Hitachi Data Systems в регионе EMEA

Боб Пламридж, генеральный технический директор Hitachi Data Systems в регионе EMEA
Наталья Рудычева
18.08.2016

Интернет вещей (ИВ) - одна из наиболее обсуждаемых тем в последнее время, так как данный класс технологий способен значительно изменить повседневную реальность людей. Генеральный технический директор Hitachi Data Systems (HDS) в регионе EMEA Боб Пламридж (Bob Plumridge) рассказал CNews, каким образом Интернет вещей помогает трансформировать общество, где элементы ИВ находят применение, и на какой физической платформе будет работать данная инфраструктура.

- Несколько лет назад главной темой для обсуждения среди ИТ-специалистов были большие данные, теперь же в центре внимания так называемый Интернет вещей. С чем связана такая трансформация?

- Интернет вещей - это сеть из датчиков, которые собирают большие данные. Есть три необходимых элемента инфраструктуры, которые позволяют создавать новые сервисы: мониторинговое оборудование, собственно сами данные и средства аналитики, которые позволяют находить закономерности и производить инновации. Я думаю, что смещение темы обсуждений от больших данных к Интернету вещей носит скорее маркетинговый характер. Дело в том, что сам термин "большие данные" оказался не вполне удачным, ведь далеко не всегда речь идет о больших объемах данных. Например, нательный датчик, снимающий показания сердцебиения, генерирует в лучшем случае мегабайты трафика, и это нельзя назвать большими данными.

- Вы говорите о том, что появилось новое направление ИТ-сервисов "бизнес - обществу". Каким образом данные, генерируемые Интернетом вещей, позволят трансформировать жизнь общества?

- Если ранее ИТ-сервисы было принято делить на B2С (для частных пользователей) и B2B (для предприятий), то теперь масштаб влияния цифровых технологий настолько возрос, что пора говорить о новом направлении - B2S (business to society), которое представляет собой сервисы, способные решить глобальные задачи общества. Основные вызовы связаны с ростом городского населения: сейчас в мире живет 9 млрд человек, и очень скоро мы увидим, что 70% из них будут жителями городов. Столь высокая концентрация населения требует новых мер в обеспечении безопасности, транспорта и здравоохранения.

- Не могли бы вы привести примеры, как ИТ помогает решить проблемы, стоящие перед городскими службами?

- Например, мы реализуем крупный проект по построению системы интеллектуального города в Копенгагене, который предусматривает интеграцию всех городских сервисов, включая управление уличным движением и общественным транспортом, водоснабжение, поставки электроэнергии населению, обеспечение газом домов, водопровод, канализацию. Данные о потреблении всех перечисленных ресурсов собираются, анализируются, и на их основе городские власти принимают решение о том, как оптимизировать работу городских служб. Кроме того, сами жители города могут поминутно отслеживать потребление всех ресурсов - электроэнергии, воды и т.д. Разумеется, реализация проекта предполагает установку большого количества датчиков, которые будут собирать необходимую информацию. Интерес к подобным системам велик. Уже сегодня получили тендерные предложения от еще десяти крупных городов на реализацию аналогичных проектов.

- Современная модель потребления ИТ предполагает облачные сервисы, то есть аренду тех или иных ресурсов вместо строительства собственной инфраструктуры. Как этот механизм работает в секторе business to society?

- Мой любимый пример - это британские железные дороги. Компания Hitachi подписала контракт на 27 лет на модернизацию железного полотна, которое покрывает ¾ страны. Это первая реализация модели, которую мы называем train-as-a-service ("поезд как услуга"), так как сам подвижной состав находится в собственности компании Hitachi. За счет информационных технологий мы способны повысить эффективности этого бизнеса за счет точности и качества обслуживания. Результат достигается с помощью сбора информации непосредственно на подвижном составе, включая данные по пассажиропотоку, данные по надежности систем и механизмов вагонов, статистику по техническим проблемам. Для того чтобы реализовать подобный проект необходимо интегрировать данные, поступающие из 5-6 разных источников в режиме реального времени.

- Интернет вещей генерирует огромное количество данных, часть из них можно отнести к конфиденциальной информации. В каких областях возникают сложности с этой точки зрения и как они решаются?

- В этой связи можно привести в пример современные автомобили, которые представляют собой интеллектуальную платформу с возможностью получения данных в режиме реального времени от различных бортовых систем автомобиля: это информация о скорости движения, направлении движения, местоположении транспортного средства и т.д. Система сопоставляет эти данные с информацией о дорожном потоке и о погоде в данном конкретном месте, после чего обработанная информация поступает к водителю, помогая ему принять решение относительно того, какие изменения внести в манеру вождения или как правильно спланировать правильно маршрут, изменить его с учетом обстановки.

Если компании не будут заниматься социальными инновациями, то они просто потеряют свой бизнес. Эти данные могут быть интересны третьим сторонам, например, полиции или потенциальным угонщикам. В этой связи необходимо правильно контролировать предоставление права доступа к информации. Следует определить законодательно, какие из тех данных, которые генерируются о нас как о физических лицах, должны быть достоянием соответствующих государственных служб. На сегодня в разных странах действуют различные нормы на этот счет.

- Есть ли экономическая выгода для общества от внедрения ИТ-сервисов на основе инфраструктуры Интернета вещей? Можете ли вы привести примеры?

- В настоящий момент HDS участвует в двух экспериментальных проектах в Великобритании, один из которых связан с наблюдением за детьми с риском заболевании диабета, а второй касается профилактики инсультов у людей старшей возрастной группы. Оба эти эксперимента нацелены на то, чтобы не дожидаться, когда человек заболеет, а предсказать риск возникновения заболевания на основе анализа больших данных. Помимо сохраненного здоровья людей этой дает существенную экономическую выгоду, так как профилактика обходится на 10-20% дешевле, чем лечение. Таким образом, требуется меньше средств налогоплательщиков на предоставление услуг здравоохранения. Аналогичные экономические результаты мы ожидаем увидеть и в других областях, например, на транспорте или в области обеспечения общественной безопасности.

Если говорить о менее обсуждаемых примерах, у нас есть кейс в области производства стекла в Японии. Компания-клиент занимается выпуском различных сортов стекла, включая обычное, огнеупорное, чувствительное к свету и т.п. В каждом случае требуется определенный температурный режим, при его несоблюдении, материал оказывается бракован и не подлежит дальнейшему использованию. На производственных линиях были установлены датчики контроля за температурой, в результате количество брака удалось сократить в разы.

- В чем заключается выгода для бизнеса от социальных инноваций?

- Я бы сказал, что если компании не будут заниматься социальными инновациями, то они просто потеряют свой бизнес. Приведу пример банковских услуг. Несколько лет назад, чтобы открыть счет, необходимо было прийти в офис банка, предоставить ряд документов менеджеру, который принимал решение о возможности открытия счета. В случае положительного решения, клиент получал чековую книжку, при оплате покупки таким чеком обналичивание средств могло занять до нескольких недель. Сейчас открыть счет можно не заходя в физическое отделение банка, а транзакции проводятся мгновенно. Те финансовые организации, которые не смогут перестроиться под новую модель, рано или поздно вынуждены будут уйти с рынка.

Аналогичный принцип работает и для других отраслей. Например, все реже клиенты посещают автосалоны для выбора автомобиля - эту роль берет на себя Интернет, где вы не только можете сравнить автомобили по всем характеристикам, но и прочитать отзывы других покупателей. Общий принцип новый бизнес модели можно определить так: "меньше физических помещений, больше интернета".

- Как будет эволюционировать "железная" инфраструктура, чтобы соответствовать вызовам времени?

- Очевидно, что инфраструктура хранения меняется, чтобы соответствовать вызовам времени. В конец концов, от 3-, 4-, 5-уровневой системы хранения заказчики придут к двухуровневым системам, где важная информация, необходимая в режиме реального времени, будет обрабатываться на массивах флеш, а все остальные данные уйдут на архивный уровень. При этом все подобные проекты будут реализовываться на стандартизированном оборудовании с использованием гиперконвергентных решений.

При этом все вышесказанное не означает, что традиционная ИТ-инфраструктура "умрет" в ближайшие годы. Можно вспомнить мейнфреймы, которые до сих пор широко используются, хотя им предрекали уход с рынка еще 20 лет назад. Старые ИТ-системы по-прежнему продолжат работать на традиционном оборудовании, так как портировать их на новые платформы было бы слишком затратно. Новые подходы к хранению данных разумно использовать для новых приложений, которые "заточены" для работы на таких платформах.