Павел Кантышев,
Елизавета Серьгина
22.08.2016

Организовать полугодовое хранение всей интернет-переписки, разговоров и контента россиян – дело не из сложных: если, например, поставить такую задачу перед "Ростехом", госкорпорация, несомненно, справится – такую уверенность высказывал сенатор Виктор Озеров, отстаивая в Совете Федерации "антитеррористические поправки", которые вносил в парламент совместно с депутатом Ириной Яровой. Тогда, в конце июня, представитель "Ростеха" не прокомментировал слова сенатора, однако похоже, что они сбываются сейчас, когда поправки уже превратились в закон.

"Ведомости" ознакомились с протоколом совещания в Минпромторге, из которого следует, что в исполнении закона Яровой готова поучаствовать одна из структур "Ростеха" – Национальный центр информатизации: он предложил создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи "соответствующие услуги". Такое предложение было, подтвердили два участника совещания. О желании "Ростеха" стать исполнителем закона Яровой знают также федеральный чиновник и еще один участник совещания, знакомый с менеджерами "Ростеха".

Согласно этому закону с 1 июля 2018 г. российские операторы связи и интернет-провайдеры будут обязаны до полугода (точный срок назовет правительство) хранить весь трафик клиентов – звонки, письма, файлы, разговоры. А сведения о самих фактах передачи информации – по три года. Начиная с июля 2018 г. всем операторам связи придется хранить 59 млн Тбайт, подсчитала куратор рабочей группы "Связь и информационные технологии" экспертного совета при правительстве Ирина Левова. Учитывая, что один абонент МТС, "Вымпелкома", "Мегафона" и Tele2 наговаривает в среднем по 350 минут в месяц, продолжительность только их разговоров за полгода составит около 1 млн лет.

Президент России Владимир Путин подписал закон в июле и сразу же поручил Минпромторгу и Минкомсвязи к 1 сентября этого года проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных. Но пока не ясно даже, как должна работать будущая система. Недавно стало известно, что ФСБ предлагает использовать для этого оборудование СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), уже установленное на сетях операторов связи и предназначенное для прослушки. На совещании в Минпромторге было предложено несколько вариантов исполнения закона на отечественном оборудовании, итоговый выбор будет зависеть от требований ФСБ, говорит представитель министерства.

Когда "Ростех" получит техническое задание по исполнению закона Яровой, то проанализирует технические решения и до 1 сентября внесет предложения, обещает представитель госкорпорации Екатерина Баранова.

Затраты телекоммуникационных компаний на создание системы хранения трафика составят 2,2 трлн руб., писали руководители сотовой "большой четверки" председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. А всем участникам рынка закон обойдется в сумму около 5 трлн руб., оценивают эксперты.

Если же появится единый оператор услуг хранения, это снизит затраты участников рынка на инфраструктуру, позволит систематизировать и предложить отечественные решения, поспособствует сохранению стоимости услуг связи для конечного потребителя, позволит не уйти с рынка многим маленьким провайдерам, перечисляет плюсы этой идеи участник совещания, знакомый с менеджерами "Ростеха". Заодно такой оператор мог бы стать единым центром взаимодействия с ФСБ, добавляет он.

Проблема в том, что "Ростех" не является оператором связи, следовательно, не подпадает и под закон Яровой, объясняет сотрудник одного из операторов связи. А передавать трафик некому третьему лицу закон операторов не обязывает. Но само хранение данных – лишь верхушка айсберга, продолжает собеседник "Ведомостей", гораздо больше вопросов вызывает подготовка к хранению, которая предполагает доступ хранителя к биллингу и другим внутренним IT-системам компаний связи, т. е. фактически централизованное управление всеми российскими сетями одним лицом. А это прямая угроза конкуренции.

Закон не требует создания какого-либо нового оператора, указывает представитель "Мегафона" Юлия Дорохина, а действующая система организации сети связи и взаимодействия операторов с уполномоченным органом и не позволяет им хранить такие данные ни у кого постороннего. Да и вообще, вопрос о том, где хранить данные, неактуален до тех пор, пока не решен главный вопрос – как их хранить в отсутствие российского оборудования, говорит Дорохина.

Появление оператора-посредника может нарушать сразу три закона – "О персональных данных", "Об информации..." и "О связи", считает Михаил Емельянников из консалтингового агентства "Емельянников, Попова и партнеры". Субъекты этих законов – оператор персональных данных, организатор распространения информации в сети интернет и оператор связи – могут передавать данные либо правоохранительным органам напрямую, либо другой организации, в явном виде описанной в федеральном законе, объясняет эксперт. А закон Яровой не предусматривает оператора-посредника и даже не наделяет какой-либо госорган полномочиями создать такого оператора.

Чтобы хранить информацию, не нужно особых умений – поставить дата-центры может любой оператор, говорит собеседник "Ведомостей" в одном из них. Основная сложность, по его словам, в том, чтобы снимать информацию, систематизировать ее и обеспечивать быстрый доступ к ней компетентных органов. Проекты "Ростеха" и "Ростелекома" эту задачу не решают, уверен собеседник "Ведомостей".