Мария Коломыченко
Владислав Новый
24.08.2016

Мировые производители телекоммуникационного оборудования готовы делиться технологиями с российскими компаниями, чтобы поучаствовать в реализации требований "закона Яровой".

Как стало известно "Ъ", принадлежащая "Ростелекому" и "Ростеху" компания "Булат" ведет переговоры с Huawei и Lenovo о лицензировании технологии производства серверов, систем хранения данных и другого оборудования. Подобные альянсы могут иностранным вендорам пригодиться и в будущем, чтобы получить статус "отечественного производителя".

Производитель телекоммуникационного оборудования "Булат", основными акционерами которого являются структуры "Ростеха" и "Ростелекома", ведет переговоры с Huawei и Lenovo на тему лицензирования технологии производства оборудования, необходимого для исполнения положений "закона Яровой", рассказали "Ъ" три собеседника на IT-рынке и подтвердил топ-менеджер одного иностранного вендора. "Переговоры с Huawei находятся на более продвинутой стадии, речь идет о трансфере технологии производства решений для ЦОД и построения каналов связи, то есть различных серверов, систем хранения данных, телекоммуникационного оборудования",— утверждает один из них. Huawei не готова просто продать технологию сторонней компании. Если получится договориться, то с условием выкупа в "Булате" миноритарного пакета, утверждают два менеджера телекоммуникационных компаний, знакомые с деталями переговоров. Китайская компания, добавляют они, понимает, что "гайки понемногу закручивают" и через какое-то время для успешного ведения бизнеса в России может понадобиться дочернее предприятие, у которого есть статус "российского производителя". ""Булат" под критерии "российского производителя" подходит, даже если Huawei выкупит в нем долю, просто она должна быть менее 50%",— говорит один из собеседников "Ъ".

Представитель Huawei Татьяна Фомичева сообщила, что не может комментировать факт переговоров.

Глава Lenovo в России, СНГ и Восточной Европе Глеб Мишин сообщил, что "официальных переговоров с "Булатом" не было". "Но мы заинтересованы в сотрудничестве с "Булатом", готовы рассматривать компанию как минимум как OEM-производителя, совместно развивать нашу серверную платформу и работать над созданием программно-аппаратного комплекса, который удовлетворял бы требованиям по хранению информации, которые указаны в "законе Яровой"",— говорит он. Представитель Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) "Ростеха", в которую входит "Булат", Леонид Хозин сообщил "Ъ", что "решения компании — результат технологического партнерства с рядом российских и зарубежных разработчиков" и на данный момент "Булат" "ведет переговоры с большим кругом ведущих мировых вендоров". "Мы готовы сотрудничать с теми производителями, кто предложит честную и экономически выгодную локализацию. Вопрос цены технологий и их реализации здесь играет не последнюю роль",— сообщил господин Хозин. В "Ростелекоме" отказались от комментариев.

Поручение организовать в России собственное производство оборудования для хранения данных в июле дал президент Владимир Путин. Это необходимо для выполнения положений "антитеррористического пакета" Ирины Яровой и Виктора Озерова. С 1 июля 2018 года закон обязывает интернет-компании и операторов связи хранить данные, которыми обмениваются пользователи, и их телефонные переговоры на срок до шести месяцев (точный срок определит правительство РФ).

Производство оборудования для "закона Яровой" компания "Булат" намерена разместить в Калужской области, утверждают два источника "Ъ", знакомые с планами компании. "Пока непонятно, будут они строить там свой завод или договорятся о контрактном производстве с Kraftway или кем-то другим",— говорит один из собеседников "Ъ". У Kraftway с 2007 года запущен производственно-логистический комплекс в Обнинске, в создание которого компания инвестировала порядка $25 млн. Собеседник "Ъ", знакомый с работой Kraftway, говорит, что ее производственные мощности в Калуге полностью не загружены, при этом компанию связывают тесные отношения и ряд совместных проектов с ОПК, поэтому "контрактное производство вполне возможно". Гендиректор Kraftway Алексей Кравцов от комментариев отказался.

"Стоимость лицензирования технологии у Huawei или Lenovo будет зависеть от того, что именно иностранные вендоры передадут "Булату": конструкторскую документацию, микросхемы, софт или все вместе. В теории сделка может как составить миллионы долларов, так и быть безденежной, если они договорятся с Huawei об обмене доли в "Булате" на технологию производства оборудования. Однако в таком случае "Булату" придется подписаться под определенными объемами производства и выручки, а также отчислениях роялти",— поясняет собеседник "Ъ", близкий к Минпромторгу.

Президент Национальной компьютерной корпорации, в которую входит производитель оборудования "Аквариус", Александр Калинин говорит, что для производства оборудования под "закон Яровой" совокупно вполне хватит имеющихся производственных мощностей "Ростеха" и крупных российских производителей оборудования — "Аквариуса", Depo Computers и Kraftway. "В то же время, если "Булат" захочет создать отдельное производство, на начальном этапе инвестиции в запуск завода могут составить порядка 0,5 млрд руб.",— говорит он. По его словам, попытки создать СП с российскими компаниями сейчас предпринимают многие китайские вендоры, например, подобное предложение поступало от производителя серверов Inspur. "Китайским компаниям нужен рынок сбыта, поэтому они заинтересованы в передаче технологии и вложении собственных средств в российское производство в обмен на долю в какой-нибудь отечественной компании",— отмечает господин Калинин.