Ян Кухальский, директор по новым бизнесам и партнерствам "МегаФона"
25.08.2016

Рынок мобильной связи насыщен практически до предела: количество активных SIM-карт давно уже в несколько раз превышает население России, рост абонентской базы операторов замедлился, ценовые войны приводят к последовательному снижению стоимости мобильных услуг. О том, как в этих условиях телекоммуникационный оператор может найти точки роста для бизнеса, рассказал директор по новым бизнесам и партнерствам ПАО "МегаФон" Ян Кухальский.

Есть мнение, что мобильному бизнесу в России больше некуда расти. Какие перспективы вы видите для "МегаФона" на рынке в текущей ситуации?

- Самая важная трансформация, которую мы сейчас переживаем, - технологическая. Новые решения меняют, иногда принципиально, привычное потребление услуг, дают возможность развития совершенно новых продуктов. В конечном итоге размываются границы между различными отраслями.

Что это означает для нас? В эпоху Интернета вещей и повсеместной подключенности к Сети роль мобильных технологий становится решающей. Сейчас как раз тот переломный момент, когда оператор не должен просто оставаться пассивным провайдером отличной связи и быстрого Интернета. Для роста бизнеса мы можем и должны использовать открывающиеся возможности - это позволит нам укрепить свои позиции в новых отраслях и преодолеть потенциальную стагнацию, связанную с насыщением рынка мобильных услуг.

- Какие возможности есть у операторов для роста?

- Мы в "МегаФоне" смотрим на перспективные направления конвергентного бизнеса и выбираем те, в которых хотели бы развиваться. Возьмем, к примеру, М2М-решения: мобильный оператор может быть поставщиком обычных SIM-карт, подключенных к Интернету, скажем, для спутниковой автомобильной сигнализации, а может сделать совместный продукт с компанией, разрабатывающей интеллектуальные решения для отслеживания перемещений автомобиля, и полноценно выйти на этот рынок.

Или стриминговые сервисы: мы могли бы продолжать развивать нашу инфраструктуру и увеличивать скорость передачи данных в сети, чтобы нашим абонентам было удобнее смотреть HD-контент в сторонних приложениях, но вместе с этим мы создали собственный продукт - "МегаФон ТВ" - и предложили абонентам наших безлимитных тарифных планов выгодные пакеты с бесплатным подключением сервиса. Наш проект был запущен в начале года, а сегодня мы уже одни из лидеров среди OTT-сервисов в России с ежемесячной аудиторией в 200 тысяч человек. В некоторых случаях мы идем по пути партнерства, выгодного и нам, и сервису: к примеру, недавно мы запустили совместную акцию c Bookmate, предложив нашим абонентам специальные условия на подписку популярной электронной библиотеки. Почему не стали развивать альтернативный сервис сами? Не секрет, что видео сейчас гораздо популярнее чтения, поэтому мы решили в разработку собственного продукта не инвестировать, а заключить соглашение с лучшим сервисом на этом рынке.

В каких еще направлениях бизнеса "МегаФон" планирует развиваться?

- Везде, где мы видим хорошие перспективы роста. Сегодня наши амбиции - стать лидерами в финансовых услугах. Именно поэтому мы единственные в России и, возможно, в мире выпустили дебетовую карту, привязанную напрямую к счету мобильного телефона. В отличие от предложений других операторов это не виртуальная карта и не обыкновенная банковская, а платежная карта, привязанная к счету мобильного телефона, что открывает для нас совершенно новые возможности и прямой доступ к рынку финансовых услуг. Почему мы видим потенциал в таком решении? Во-первых, у "МегаФона" - 76 миллионов абонентов, у которых уже есть свой мобильный счет, и с учетом того, что платежную карту можно будет моментально получить в любом салоне оператора, мы высоко оцениваем перспективы по конвертации наших клиентов в пользователей услуги. Кроме того, выпуск карты позволит абонентам начать зарабатывать на своем мобильном счете: единственные в отрасли мы предлагаем процент на остаток и кэшбэк до 10% на покупки по карте. Такие условия позволят нам укрепить лояльность клиентов и стимулировать их хранить больше денег на мобильном счету. И наконец, новый продукт имеет прямое влияние на ARPU: когда клиенты поддерживают положительный остаток на балансе мобильного счета, они реже находятся в состоянии блокировки. Таким образом, запуск этой услуги поможет нам увеличить и мобильную выручку, и получить дополнительный источник прибыли от транзакционных операций. Это в краткосрочной перспективе. А в будущем планируем занять лидерские позиции в экосистеме мобильных финансов и интегрироваться, в том числе в решения по бесконтактным платежам (NFC).

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты