Валерий Кодачигов
25.08.2016

В июне и июле 2016 г. смартфоны ZTE заняли 8,9 и 9,1% российского рынка в штуках, производитель вышел на 3-е место по продажам смартфонов в России, следует из материалов компании – партнера нескольких ритейлеров, с которыми ознакомились "Ведомости".

При этом в июле ZTE по доле рынка уступала Apple всего 0,1 п. п. По данным "Связного", доля ZTE в России в июне 2016 г. составила около 8%, в июле – примерно 9%.

В июле 2016 г. ZTE действительно стала третьей по количеству проданных в России смартфонов, заняв 9,1% рынка, подтвердил источник, близкий к одному из ритейлеров. При этом доля Apple без учета восстановленных iPhone составила 8,6%: если бы их не было, у ZTE было бы 2-е место, подтверждает он.

Из материалов компании – партнера нескольких ритейлеров следует, что год назад в июне – июле доля ZTE составляла около 3% (3,2% за все первое полугодие 2015 г.). Третьей на рынке ZTE стала во II квартале – начале III квартала 2016 г., обогнав по продажам в России другого китайского производителя, Lenovo. Если в мае у ZTE и Lenovo было соответственно 7,1 и 9,4% рынка, то к июлю доля Lenovo сократилась до 7,4%, следует из документов. Доля Lenovo на российском рынке в июне и июле составила около 7,5%, подтверждает сотрудник одной из розничных сетей.

Представитель Lenovo отказался от комментариев. Источник, близкий к Lenovo, не исключает, что снижение доли рынка стало следствием покупки Lenovo в 2015 г. Motorola. Сейчас идет интеграция бизнеса мобильного подразделения Lenovo c Motorola, вырабатывается совместная модель развития и сложности, неизбежно сопутствующие интеграционным процессам, могли отразиться на продажах, полагает он.

Источник, близкий к компании – партнеру нескольких производителей электроники, считает причиной сокращения доли Lenovo завышенные цены на ее новые смартфоны. За те же деньги можно приобрести более функциональные смартфоны других производителей, утверждает он.

Китайские компании – производители смартфонов сейчас перестают фокусироваться только на внутреннем рынке: их маркетинг адаптируется для рынков других стран, рассказывает директор ZTE по продажам в России и СНГ Евгений Ладыгин. Кризис и ослабление рубля создали дополнительные конкурентные преимущества перед российскими локальными брендами (B-брендами): себестоимость смартфонов китайских производителей не изменилась, а закупочные цены для российских компаний, которые, по сути, просто брендируют китайские смартфоны, выросли, объясняет он.

Рост доли ZTE связан с тем, что компания предлагает качественные и функциональные смартфоны в ценовых сегментах менее 15 000 руб., а также активно инвестирует в маркетинг, считает представитель "Связного" Сергей Тихонов. По данным "Связного", на эту ценовую категорию приходится 3/4 проданных в России в первом полугодии смартфонов.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет рост продаж смартфонов ZTE тем, что они в основном представлены в самом быстрорастущем массовом ценовом сегменте – от 5000 до 10 000 руб. Он напоминает, что ZTE не единственная китайская компания, доля которой значительно выросла в последнее время на российском рынке: например, доля Huawei за год увеличилась примерно с 1 до 3,5%. То, что ее доля ниже, чем у ZTE, связано с тем, что большая часть продукции Huawei представлена в более высокой ценовой категории – от 15 000 руб., объясняет Солодовников.

В низком и среднем ценовых сегментах покупатели чаще делают выбор в пользу Lenovo, ZTE, Asus и LG, а в высоком Huawei приходится конкурировать с одним из лидеров рынка – iPhone, говорит сотрудник одной из розничных сетей.

Китайские смартфоны все чаще воспринимаются массовым покупателем как недорогие, но при этом достаточно надежные и в технологическом плане ничем не уступающие продукции ведущих мировых производителей устройства, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Китайским производителям удалось удачно перепозиционировать себя: их смартфоны больше не воспринимаются как малофункциональные, постоянно ломающиеся устройства – эти представления остались в прошлом, уверен он.