Виктор Савицкий
© ComNews
29.08.2016

ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) внедрило систему активного мониторинга качества связи, которая позволит тестировать голосовые услуги, передачу данных и дополнительные сервисы в сетях 2G, 3G и 4G. Для этого используется программно-аппаратный комплекс SITE от компании SIGOS. Внедрение и техническую поддержку системы SITE осуществляют специалисты компании DMTel (ООО "Дмтел") - официального дистрибьютора SIGOS на территории РФ. Система активного мониторинга качества связи уже внедрена в 55 регионах страны. До конца года она будет развернута во всех регионах присутствия Tele2.

"Одно из ключевых преимуществ системы - это повышение производительности и эффективности труда сотрудников и сокращение издержек за счет автоматизации тестирования. Так, например, система под управлением двух сотрудников компании, выполняет объем тестов, эквивалентный непрерывной работе более чем 120 сотрудников", - рассказала ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.

Как сообщили в компании, беспрерывную проверку услуг связи обеспечивают географически распределенные модули, установленные в регионах присутствия оператора.

Внедрение, техническую поддержку системы SITE и обучение сотрудников Tele2 осуществляют специалисты DMTel - официального дистрибьютора компании SIGOS на территории РФ.

Ольга Галушина уточнила, что система активного мониторинга качества связи уже внедрена в 55 регионах РФ. До конца года она будет развернута во всех регионах присутствия Tele2. По ее словам, система была внедрена за шесть месяцев. На разных этапах над ее внедрением работало от трех до 10 сотрудников компании. При этом в Tele2 отказались раскрывать сумму контракта с SIGOS.

В сутки система активного мониторинга совершает более 50 тыс. тестов. Примерно половина замеров приходится на проверку информационно-развлекательных сервисов и основных услуг оператора. К примеру, комплекс ежедневно в круглосуточном режиме определяет доступность и корректность работы таких опций, как "Гудок" и "Геопоиск". В каждом регионе система оценивает качество голосовой связи, успешность отправки SMS и MMS, выполнение USSD-команд и доступность онлайн-ресурсов компании. В случае если результат теста неудовлетворительный, комплекс автоматически отправляет информацию в службу поддержки сервисов. Это позволяет оператору устранить возможную проблему до того, как с ней массово столкнутся пользователи.

Кроме этого, система активного мониторинга задействована при проверке доступности доменов из реестра запрещенных ресурсов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эта группа тестов занимает треть от общего числа исследований комплекса SITE. При обнаружении системой некорректной работы ответственные сотрудники исправляют ошибки в маршрутизации и блокируют контент, распространение которого запрещено на территории РФ.

Как отметила пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина, по мере масштабного развертывания сетей скоростного мобильного Интернета Tele2 стремится обеспечить высокое качество услуг на основе передачи данных. Внедренная система мониторинга активирует специальное приложение, которое воспроизводит действия интернет-пользователя. Программа загружает различные виды контента в сетях 3G/4G, тестируя скорость передачи данных и доступность каналов соединения. На основе данных мониторинга служба поддержки корректирует работу серверов.

Комплекс также в режиме реального времени проверяет качество междугородной и международной связи: система анализирует успешность совершаемых вызовов, качество передачи речи по алгоритму POLQA, скорость передачи данных, время доставки сообщений. Благодаря интеграции системы SITE с внешней системой GlobalRoamer, тестирование доступно в сетях 780 мобильных операторов в 200 странах мира.

Как отмечают в Tele2, через графический интерфейс специалисты оператора формируют необходимые тестовые испытания для SIM-карт, задавая региональную принадлежность абонента, страну его пребывания, набор услуг и другие переменные. Таким образом, система помогает удаленно, без участия роуминг-партнеров проводить замеры по всему миру без необходимости тестировать качество связи на месте.

В тестировании качества связи Tele2 также могут принять участие абоненты компании. Специально для этого оператор разработал приложение для смартфонов и планшетов "Компаньон", которое в фоновом режиме анализирует качество связи и автоматически передает информацию о работе сети. Сервис также позволяет абоненту самостоятельно тестировать сеть Tele2 в часто посещаемых им местах: измерять скорость передачи данных, уровень сигнала в помещениях и на улице. Мобильное приложение доступно в Google Play и App Store. Как отмечают в компании, для абонентов Tele2 скачивание "Компаньона" и весь потребляемый им трафик бесплатны.

В пресс-службе ПАО "МегаФон" ComNews сообщили, что также уделяют большое внимание качеству работы сети. "Мы не только расширяем покрытие, но и увеличиваем пропускную способность. Благодаря запуску Единого центра управления сетью, ЕЦУС, и централизации мониторинга мы сможем видеть максимально полную картину по всей стране и оптимально распределять нагрузки и ресурсы", - рассказала руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина.

По ее словам, функционал центра распределен между двумя площадками, расположенными в Петербурге и Самаре. Она отметила, что такое решение качественно повышает надежность ЕЦУС: даже в случае непредвиденных внешних факторов - природных катаклизмов, форс-мажорных и техногенных аварий - время передачи управления всеми системами составит всего 15 минут. "Эксперты центра работают в круглосуточном режиме по графику 24/7. За сутки ЕЦУС обрабатывает более 13 млн сообщений о состоянии сети, решается более 4 тыс. инцидентов", - рассказала Юлия Дорохина. Она добавила, что центр построен на базе зонтичных систем управления и мониторинга лидеров мирового рынка. При этом проект был реализован всего за один год.

"Для активного мониторинга мы используем систему измерений MQA, а также систему измерения качества речи для межгорода. Кроме того, мы развиваем систему Service Quality Assurance, которая в пассивном режиме снимает данные о каждом абоненте", - рассказала ComNews пресс-секретарь  ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева.