Елизавета Серьгина
29.08.2016

 "Ведомости" ознакомились с годовым отчетом амстердамской Svyaznoy N.V., подготовленным в июле 2016 г. управляющими директорами компании к собранию акционеров. (Svyaznoy N.V. управляет российским юридическим лицом "Связной-логистика" и принадлежит Trellas Олега Малиса.)

Компания получила в 2015 г. чистый убыток около 19 млрд руб., сказано в отчете, а в 2014 г. была прибыль – 443,528 млн руб. Убыток появился из-за резерва по долгам материнской Trellas и выплаты процентов по ним, указывают авторы отчета.

Валовая прибыль Svyaznoy составила 29,9 млрд руб. (34,2 млрд в 2014 г.), операционная – 1,08 млрд (1,603 млрд в 2014 г.).

Выручка компании, по данным отчета, снизилась на 23% (со 104,7 млрд руб. в 2014 г. до 80,1 млрд в 2015 г.) из-за падения спроса, экономических проблем в стране, слабого рубля и усиления конкуренции. EBITDA тоже снизилась – с 3,6 млрд руб. в 2014 г. до 2,7 млрд в 2015 г. Более чем вдвое сократился и операционный денежный поток – с 5,9 млрд до 2,8 млрд руб.

Зато Svyaznoy удалось снизить собственный долг на 2,6 млрд руб.: с 16,7 млрд руб. в 2014 г. до 14,1 млрд в 2015 г.

В отчете описаны и отношения "Связного" с кредиторами. В 2016 г. группа исполнила обязательства перед одним из банков по краткосрочному долгу на 5,6 млрд руб. (речь о Сбербанке, говорит человек, близкий к ритейлеру) и получила длинный кредит от того же банка на 2,5 млрд руб. В 2016 г. другой банк (название не раскрывается) предложил "Связному" 3 млрд руб. в кредит – 2 млрд в виде долгосрочной кредитной линии и 1 млрд в виде кредитной линии сроком на один год. В 2016 г. группа взяла также овердрафт на 300 млн руб.

"Связной" привлекал деньги не только от банков, но и от операторов, говорится в отчете, в 2015 г. подписаны новые долгосрочные соглашения с ними и группа получила аванс в 2,9 млрд руб., из которых 2,1 млрд наличными и 800 млн товаром. Tele2 нет среди операторов, которые выплачивали аванс "Связному", говорит ее представитель Константин Прокшин. Одним из них был "Мегафон", признается его представитель Юлия Дорохина. Представитель "Вымпелкома" отказался от комментариев.

От одного из кредиторов "Связной" получил запрос на оплату долга в 3 млрд руб. Обязательства по этому долгу включены в текущие обязательства, к 1 сентября группа выплатит по ним 500 млн руб.

Всего "Связной" в 2015 г. привлек 14,8 млрд руб., что покроет дефицит рабочего капитала. "Связной" также сократил 12% сотрудников ритейла и 15% – бэк-офиса.

Основные цели компании в 2016 г. – рост доли рынка смартфонов и планшетов, рост онлайн-продаж, кооперация с большим количеством операторов и рост выручки от продаж их продуктов за счет разделения прибыли.

Svyaznoy N.V. зарезервировала 100% долга Trellas перед холдингом, сообщил президент ритейлера Евгений Давыдович, компания привела отчетность в соответствие с реальной оценкой активов. Решение повысит прозрачность бизнеса для партнеров, кредиторов и инвесторов, уверен Давыдович. Он указывает, что в отчетность Svyaznoy N.V. включен чистый убыток Explay – около 1,55 млрд руб.

В 2015 г. "Связной" работал над повышением эффективности и сокращением долговой нагрузки, продолжает Давыдович, на 1 июля 2016 г. она составляла около 12 млрд руб. Доля длинных займов (сроком более 12 месяцев), по его словам, по-прежнему больше, чем доля краткосрочных.

В 2016 г. с "Вымпелкомом" и "Мегафоном" заключены более выгодные договоры на продажу их контрактов, а значит, констатирует Давыдович, партнеры считают магазины ритейлера важным каналом привлечения качественных абонентов.

Малис также говорит, что компания решила честно показать в отчетности то, что раньше учитывалось на балансе как активы и финансовые инвестиции "Связного" (Svyaznoy N.V. давала в долг материнской компании, и эти деньги учитывались как инвестиции. – "Ведомости"). Фактически тот убыток, который виден в отчетности, бумажный, объясняет он. В 2015 г. Svyaznoy N.V. списала более 16,5 млрд руб., следует из отчетности компании, из них 14,75 млрд – обесценение долгосрочных инвестиций.

Малис утверждает, что стратегия "Связного" направлена на увеличение прибыли и свободного денежного потока. "Мы полностью довольны тем, как развивается компания", – заключает он.

Во многом на результаты "Связного" повлияла острая конкуренция, считает аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович.

Венгранович напоминает, что с 2015 г. на рынке сотовой розницы ведется ценовая война между ритейлерами.

По его мнению, влияние этого фактора может снизиться в том случае, если самый агрессивный конкурент в этом сегменте – МТС – снизит активность, перестанет демпинговать и начнет оптимизировать свою сеть. В противном же случае встает вопрос, как долго еще "Связной" продержится за счет рефинансирования без привлечения нового инвестора, заключает аналитик.

Если раньше лидерами продаж были мультибрендовые розничные сети, такие как "Связной" и "Евросеть", то теперь наблюдается отток клиентов в монобрендовые сети, принадлежащие операторам связи, говорит замдиректора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова. По ее мнению, слабые результаты "Связного" за 2015 г. (падение выручки и чистой прибыли) стали в том числе и следствием жесткой конкуренции между старыми мультибрендовыми и новыми монобрендовыми розничными сетями, в которой мультибрендовые сети проигрывают. Купить новое мобильное устройство напрямую у оператора связи выгоднее, так как операторы на определенные виды товаров делают большие скидки – и особенно сейчас, в период кризиса, заключает Мильчакова.