Татьяна Кравчук, директор московского Лицея информационных технологий (ЛИТ) №1533
29.09.2016

В октябре 2016 года исполняется 25 лет московскому Лицею информационных технологий (ЛИТ) №1533. В интервью журналу "Стандарт" директор лицея Татьяна Кравчук вспомнила страницы истории этого учебного заведения, рассказала о сотрудничестве с ИТ-компаниями и поделилась планами.

- Когда и как зародилась идея создания Лицея информационных технологий?

Платформой для лицея стал Учебно-производственный центр вычислительной техники (УПЦ ВТ), созданный в 1972 году по инициативе директора Института электронных управляющих машин Бориса Николаевича Наумова. УПЦ ВТ разместился на юго-западе Москвы, рядом с университетским городком.

А летом 1989 года мы собрали команду преподавателей и выпускников УПЦ ВТ и вместе с коллегами из академических институтов и вузов организовали смену в Международном компьютерном лагере-школе на берегу Плещеева озера, в Переславле-Залесском. Именно там были обсуждены контуры и основные принципы формирования в Москве школы для старшеклассников, было придумано и ее имя - Лицей информационных технологий.

- Как вы собирали команду преподавателей?

Первым научным руководителем УПЦ ВТ стал профессор Александр Львович Брудно - выдающийся математик и педагог. Сотрудники его лаборатории составили ядро команды преподавателей, реализовали новаторский по тем временам учебный план, смогли организовать первые в стране олимпиады по программированию. Сменилось несколько поколений техники, и с появлением персональных компьютеров мы смогли перейти к проектному методу обучения. С этим коллективом мы подошли к 1991 году, за пару лет подобрав команду учителей по общеобразовательным предметам, как опытных, так и молодых.

- Программирование тогда было новым интересным делом для школьников. Вы создавали программистский лицей?

В окрестностях УПЦ ВТ было несколько сильных физико-математических школ. Ребята-старшеклассники из них приходили к нам каждую неделю на полный учебный день (таким образом реализовалось в те годы так называемое трудовое обучение). Основное место в учебном плане поначалу заняли курсы по алгоритмике, программированию, архитектуре компьютеров и экономике.

Направление ребята выбирали сами, и к началу 1990-х стало ясно, что круг общекомпьютерных интересов распался на три сектора: программирование, моделирование средствами компьютерной графики и то, что сегодня принято называть "экономикой, основанной на знаниях". То, что направления профильной подготовки в лицее остались неизменными с момента их выбора по сей день, доказывает: выбор был верным.

- Где работают лицеисты первых выпусков?

Мы называем их лицеистами XX века. У самых многочисленных представителей программистского племени карьерный диапазон - от ведущего программиста или ИТ-консультанта до ИТ-директора крупной компании. У мультимедийщиков, что вполне естественно, преобладают позиции в дизайне, медиабизнесе, кинематографе и на телевидении. Авторы выпускных проектов по направлению "Прикладная экономика" закрепились в финансовой сфере и консалтинге, популярная среди них должность – директор по развитию.

- Что для вас важно в организации проектной работы ребят?

В условиях школы ключевое понятие - преемственность. Главное - не упустить в учениках проявления заинтересованности, желания пройти по маршруту "узнал - понял - придумал - сделал". Если начнешь в шестом-седьмом классе, поможем. А с восьмого - научим каждого, и в индивидуальных, и в командных проектах. Поможем почувствовать, что такое атмосфера проектных конкурсов. Поделятся опытом выпускники. А то и тему для выпускного проекта предложат - такое происходит все чаще.

- Сотрудничает ли лицей с ИТ-компаниями?

Это сотрудничество у нас, можно сказать, в ДНК. УПЦ ВТ появился благодаря действенной помощи коллектива института, разрабатывавшего первые крупносерийные советские мини-компьютеры - СМ ЭВМ. Ребята учились программировать на предсерийных образцах этих машин. Когда мы начали готовиться к созданию ЛИТа, на помощь пришли руководители первых совместных компьютерных предприятий - так у нас появились профессиональные рабочие станции для аниматоров и трехмерщиков, а чуть позже заработала полноценная локальная сеть Novell в аудиториях и по зданию лицея.

Формы сотрудничества весьма разнообразны. К примеру, участие лицея в образовательных программах компании Microsoft в России насчитывает уже третий десяток лет. Мы регулярно обновляем лицейский софт по программе Microsoft Developer Network (MSDN), вместе с издательским домом "Открытые системы" выпустили по предложению сотрудников московского офиса интерактивное пособие "Директору школы: какой быть школе в XXI веке?".

А выпускники ЛИТа после учебы в вузах идут работать в те компании, о месте которых в ИТ-бизнесе они знают с лицейских времен.

- Есть ли у лицея профессиональные контакты со схожими учебными заведениями в других городах России?

После публикации в середине 1990-х годов нашей книги о ЛИТе в издательстве "Финансы и статистика" мы стали получать информацию об аналогичных проектах в городах России. Процесс продолжается и по сей день, но регулярное взаимодействие у нас сложилось лишь с аналогичным лицеем №1537 в Москве, а также с лицеями информационных технологий в Самаре и Хабаровске. Для поиска единомышленников мы с 2002 года проводим ежегодную Открытую научно-практическую конференцию-конкурс "Электронная Россия: выбор молодых" (ЭРВМ). В этих конференциях уже приняли участие школьники из десятков городов России. Хочется отметить высокий научный уровень проектов из Санкт-Петербурга - результат работы со школьниками питерской Лаборатории непрерывного математического образования.

- В каких формах реализуется сотрудничество лицея с вузами?

К моменту выбора вуза и факультета лицеисты в большинстве своем уже располагают детальной информацией о направлениях продолжения образования. Договорные отношения полезны, но при существующем разнообразии учебных заведений (десятки вузов Москвы, не говоря уже о вузах в других городах России и за рубежом) мы сосредотачиваемся на сотрудничестве с вузами, расположенными поблизости и популярными у выпускников: Московским государственным университетом (МГУ) и Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М.Губкина.

- Какие планы у лицейского сообщества?

Мы только начали работать с третьим и четвертым классами, а те, кто пришел к нам до этого момента в пятый и шестой классы, уже готовятся выбирать свое направление в девятых классах, работают в студиях и на элективах. Поле обзора расширилось, а значит, будем готовить новые инициативы и искать партнеров. Наш вектор развития совпадает по целям с общегородскими программами Департамента образования Москвы "Школы новых технологий" и "Инженерный класс".

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты