Иван Чеберко
11.10.2016

Государственное АО "ГЛОНАСС" не будет передано в ведение Минпромторга, а останется под патронажем Министерства транспорта РФ.

Такое решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина 27 сентября. Причина — Минпромторг вовремя не смог согласовать с Минфином схему финансирования АО "ГЛОНАСС".

Решение не передавать АО "ГЛОНАСС" в ведение Минпромторга отражено в протоколе совещания у Дмитрия Рогозина.

"Признать нецелесообразной дальнейшую подготовку проекта акта правительства РФ по определению Минпромторга России в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за эксплуатацию, модернизацию и развитие системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и выработку предложений по осуществлению прав акционера АО "ГЛОНАСС", — говорится в документе. — Минтрансу России в суточный срок представить предложения по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с функционированием, внедрением и развитием системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в 2017–2019 годах".

В Минпромторге не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

В Минтрансе заверили, что выполнят распоряжение изыскать средства на содержание компании и системы "ЭРА-ГЛОНАСС" — деньги придется снять с других направлений, так как проект федерального бюджета на следующий год не предусматривает соответствующих затрат.

АО "ГЛОНАСС" обслуживает систему экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", работающую с начала прошлого года. С начала 2020 года терминалы ЭРА будут обязательными для всех новых автомобилей, выпускаемых в обращение на территории стран Таможенного союза.

Решение о передаче АО "ГЛОНАСС" в ведение Минпромторга было принято в ноябре 2015 года по результатам межведомственного совещания  у Дмитрия Рогозина. Основанием для принятия такого решения стали перспективы развития самой компании, предметно связанные со сферой Минпромторга, который занимается как автомобилестроением, так и приборостроением. Один из членов совета директоров АО "ГЛОНАСС" на условиях анонимности пояснил "Известиям", что сам глава Минтранса Максим Соколов выступал за передачу АО "ГЛОНАСС" в ведение Минпромторга.

— По сути, Минтранс деятельность АО "ГЛОНАСС" не контролирует — глава компании назначается правительством, контрольный пакет акций вскоре должен достаться "Ростеху" и в такой конфигурации единственной реализуемой функцией Минтранса в отношении АО "ГЛОНАСС" остается поиск денег, — говорит собеседник "Известий". — Понятно, почему такая роль Соколова не устраивала. Но и в Минпромторге не были в восторге от перспектив кураторства АО "ГЛОНАСС", потому что в своем нынешнем виде это скорее нагрузка, чем обретение каких-либо дополнительных возможностей. Именно поэтому в Минпромторге не спешили согласовывать с Минфином вопросы финансирования компании и в результате так и не смогли этого сделать.

Перспективы АО "ГЛОНАСС" оказались неопределенными после того, как дата обязательного оснащения всех новых авто терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" была сдвинута с 2017 на 2020 год. В сентябре 2015 года совет директоров АО "ГЛОНАСС" утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание "ЭРА-ГЛОНАСС" полностью финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с "ЭРА-ГЛОНАСС" на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами "ЭРА-ГЛОНАСС". Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей — это две совершенно разные ситуации.

В АО "ГЛОНАСС" считают обоснованным сохранение за Минтрансом статуса курирующего федерального органа исполнительной власти.

— В настоящее время более 80% применений навигационных технологий находится в сфере транспорта, — заявили "Известиям" в АО "ГЛОНАСС". — Перед нами поставлена задача создания новых технологий гражданского назначения с использованием технологий ГЛОНАСС, расширение количества услуг, предоставляемых с использованием системы, повышение их качества. Решение указанных задач напрямую связано со сферой транспорта. Для достижения поставленных целей необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, разработка которой находится в ведении Минтранса.