Руководитель телеком-направления IT Division Schneider Electric Артемий Солдатенков
13.10.2016

Руководитель телеком-направления IT Division Schneider Electric Артемий Солдатенков рассказал "Стандарту" о тенденциях развития отечественного телеком-рынка и готовности компании оказать помощь в преодолении трудностей российским партнерам.

- Какие тренды на российском телеком-рынке вы можете выделить?

Самые яркие тенденции - ужесточение конкуренции между игроками и насыщение базовыми услугами. Среднемесячный счет абонента (ARPU) уже не растет, а среднее время звонка (MOU) сокращается, так как "голос" уходит в различные мессенджеры.

Мобильные операторы выводят на рынок новые предложения. Примером тому служит альянс компаний Tele2 и "Ростелеком", которые недавно объявили о совместных планах по выводу на рынок федерального виртуального оператора связи. Уверен, что в ближайшем будущем мы увидим некое конвергентное предложение, включающее в себя фиксированную и мобильную телефонию, телевидение и интернет-доступ. Тем более что подобный пакет уже предлагают МТС и МГТС, входящие в АФК "Система".

Таким образом, мы видим, что мобильный рынок насыщен: количество активных SIM-карт значительно превышает количество абонентов. С другой стороны, мобильные операторы продолжают искать новые точки роста. Растет предоставление облачных сервисов, появляются B2B-продукты для анализа больших данных. Это влечет за собой увеличение нагрузки на ИТ-инфраструктуру операторов мобильной связи. А это именно та область рынка, где заказчики особенно ценят экспертный опыт Schneider Electric в сфере строительства и эксплуатации ЦОДов любого уровня сложности.

- Эти тенденции актуальны только для России? Что происходит на зарубежных рынках?

В США закончилась ценовая война между операторами сотовой связи. Все компании, кроме AT&T, объявили о повышении цен на услуги. Каждый сделал это по-разному: кто-то увеличил тарифы на передачу данных, кто-то предлагает повысить качество услуг за дополнительную плату. Это говорит о том, что американские компании достигли точки безубыточности. Но этот тренд актуален и для России, ведь во время кризиса ряд отечественных операторов также увеличили цены на некоторые услуги - например, стоимость отдельных тарифных опций и роуминга по некоторым направлениям.

 - Какое влияние на бизнес операторов мобильной связи может оказать так называемый пакет Яровой?

Данная законодательная инициатива затронет всех участников рынка. В первую очередь она касается телеком-операторов и, как следствие, нас как производителя инженерной инфраструктуры для дата-центров. В текущей редакции закона, к примеру, сказано "хранение информации до шести месяцев". Эти данные должны где-то размещаться и надежно охраняться, поскольку речь идет о персональных данных. Будут ли операторы строить дополнительные ЦОДы или арендовать их - покажет время.

Общественность обеспокоена перспективами роста цен на услуги операторов в связи с принятием "пакета Яровой". Однако за рамками обсуждения остается то, что телеком-компании постоянно борются с инфляцией, разницей курсов валют. Операторы прикладывают все больше усилий для оптимизации расходов. Так, "ВымпелКом" объявил о планах по переводу до 70% сотрудников технического блока на удаленную работу, а МТС находится в процессе реформирования макрорегиональной структуры. "МегаФон", как и "ВымпелКом", выделил в отдельную бизнес-единицу части сетевой инфраструктуры - антенно-мачтовые сооружения – с вероятной их последующей продажей.

Даже если российский телеком-рынок столкнется с необходимостью оперативной модернизации ИТ-инфраструктуры и оптимизации затрат на ее обслуживание, у нас есть что предложить. Например, инженерные модули высокой заводской готовности позволяют сократить сроки развертывания ЦОДов, а программная платформа для управления инженерной инфраструктурой дата-центра (DCIM) StruxureWare обеспечит оптимальную работу и минимальный уровень операционных затрат.

- Как вы оцениваете перспективы развития рынка?

Конкуренция продолжит набирать обороты. Телеком-компании стараются искать новые ниши и выходить за рамки традиционного бизнеса. Ведущие производители телеком-оборудования, такие как Nokia и Ericsson, стремятся проникнуть в нишу решений для поддержки бизнеса (OSS/BSS). Классические OSS/BSS-игроки, в свою очередь, развиваются в сторону производства решений для Интернета вещей.

Сотовые операторы будут развивать облачные сервисы и продолжат инвестировать в дата-центры. Так, "ВымпелКом" и МТС уже запустили ряд проектов по строительству ЦОДов, "МегаФон" планирует старт подобного проекта на 2017 год. По оценкам IDC, инвестиции в развитие облачных сервисов в мире к 2019 году увеличатся в 3,7 раза.

Рынок поставщиков инфраструктурного оборудования будет пытаться адаптироваться к этим тенденциям. Более 80% решений и услуг из арсенала Schneider Electric необходимы заказчикам, проектирующим, строящим или эксплуатирующим дата-центры. Компания не только предлагает инфраструктуру машинных залов, но и внедряет инженерные системы целых зданий, причем ряд систем произведены в России. Мы не просто предлагаем продукты, а выступаем экспертом на всех этапах жизненного цикла ЦОДа: от разработки концепции, проектирования, строительства до эксплуатации и модернизации.      

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты