Мария Андреева
© ComNews
27.10.2016

По результатам III квартала 2016 г. совокупная сегментная выручка Mail.Ru Group Limited по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 5%, до 9,13 млрд руб., а с учетом результатов российского разработчика мобильных игр Pixonic, которого недавно приобрела Mail.Ru Group, рост совокупной сегментной выручки составил 9,4%, до 9,6 млрд руб. При этом без учета Pixonic совокупная сегментная выручка компании за девять месяцев 2016 г. выросла на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а с учетом указанного актива - на 12,7%. Также в компании произошли и кадровые перестановки - генеральным директором Mail.Ru Group стал Борис Добродеев, ранее занимавший пост генерального директора "ВКонтакте". Он сменил Дмитрия Гришина, который продолжит работать в компании в ранге председателя совета директоров Mail.Ru Group.

Вчера Mail.Ru Group представила предварительные неаудированные данные о сегментной выручке за III квартал 2016 г. и объявила о кадровой перестановке в руководстве.

Генеральным директором компании назначен Борис Добродеев, ранее занимавший пост генерального директора социальной сети "ВКонтакте". Экс-гендиректор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин продолжит работать в компании на позиции председателя совета директоров и сосредоточится на инвестиционных проектах и стратегии. В пресс-службе компании уточнили, что Борис Добродеев не будет совмещать должности генерального директора Mail.Ru Group и генерального директора "ВКонтакте". Операционный директор социальной сети Андрей Рогозов продолжит руководить продуктовым и технологическим развитием, а вице-президент Mail.Ru Group Дмитрий Сергеев станет ответственным за бизнес-функции. При этом пресс-секретарь Mail.Ru Group Мадина Аюпова отметила, что, стратегия развития компании останется неизменной. "Мы по-прежнему придерживаемся стратегии communitainment и продолжим активно развивать развлекательные и коммуникационные сервисы и площадки", - уточнила она. Кто станет исполняющим обязанности гендиректора "ВКонтакте", в пресс-службе компании не прокомментировали.

Что касается отчетности Mail.Ru Group за III квартал 2016 г., то без учета результатов компании Pixonic в III квартале текущего года совокупная сегментная выручка Mail.Ru Group составила 9,13 млрд руб., что на 5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За девять месяцев 2016 г. совокупная сегментная выручка компании выросла на 9,3%.

Если брать в расчет результаты работы Pixonic, о приобретении которой компания объявила в начале текущего месяца (см. новость ComNews от 4 октября 2016 г.), то совокупная сегментная выручка Mail.Ru Group за III квартал текущего года выросла на 9,4% и составила 9,6 млрд руб. За девять месяцев 2016 г. совокупная сегментная выручка выросла на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Говоря о росте выручки от сегмента рекламы за III квартал 2016 г., председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин отметил, что тренды остались неизменными: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от рекламы увеличилась на 21,3%, составив 4,41 млрд руб., а за девять месяцев она выросла на 25,9%, до 12,51 млрд руб.

"По-прежнему стабильно высокий спрос и рост доходов сохраняет нативная реклама в социальных сетях, особенно в мобильном сегменте", - сказал Дмитрий Гришин.

По данным компании, аудитория и вовлеченность пользователей "ВКонтакте" продолжают расти хорошими темпами. Так, размер месячной аудитории встроенного мессенджера "ВКонтакте" на мобильных и на десктопе достиг 80 млн активных пользователей, более 50 млн из них - в России. В частности, в сентябре месячная мобильная аудитория достигла более 73 млн пользователей. Общая выручка "ВКонтакте" по итогам III квартала составила 2,13 млрд, увеличившись на 39,3%.

В III квартале 2016 г. выручка Mail.Ru Group от MMO-игр (многопользовательских игр) снизилась на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 1,91 млрд руб. Основными причинами стали очень высокие результаты III квартала 2015 г., а также график выхода игр. "Мы ожидаем, что благодаря выходу Revelation Online на отечественном рынке и вкладу Pixonic, в IV квартале текущего года мы вернемся к росту выручки от игр на сопоставимой основе", - сказал Дмитрий Гришин.

Что касается услуг с добавленной стоимостью (IVAS, продажа виртуальных подарков в социальных сетях, дополнительные функции в играх и т.д.), то компания сфокусируется на мобильных и, как следствие, на росте доли платящих пользователей. "Однако монетизация на мобильных устройствах еще не достигла приемлемого уровня, а макроэкономическая ситуация в стране и сдерживающее влияние колебания курсов валют по-прежнему негативно влияют на размер выручки от IVAS, - уточнил Дмитрий Гришин. - Все это привело к снижению выручки от IVAS на 3,8% в III квартале. Мы полагаем, что в IV квартале в этом сегменте не произойдет значительных изменений".

Рост количества пользователей демонстрирует и мобильный сервис "Юла". Его аудитория превысила 5 млн человек. В Mail.Ru Group считают, что сервис будет способствовать росту в 2017 г.

В целом, по данным компании, потенциал денежных потоков Mail.Ru Group остается неизменным и соответствует прогнозам. В результате остаток денежных средств на счетах в конце III квартала составил 9,55 млрд руб. до приобретения Pixonic.

"Мы ожидаем, что с учетом присоединения Pixonic рост выручки в 2016 г. составит около 10%. Мы ожидаем в ближайшей перспективе близкое к нулю значение показателя EBITDA у Pixonic, так как мы продолжим инвестировать в его развитие. В результате при большем уровне выручки мы ожидаем, что уровень рентабельности по совокупному сегментному показателю EBITDA составит около 45% по итогам 2016 г.", - отметил Дмитрий Гришин.

По мнению директора аналитического департамента компании "Альпари" Натальи Мильчаковой, предварительные результаты по выручке Mail.Ru Group оказались хуже ожиданий. "Пока рано говорить о результатах. Это предварительные данные. Но даже из них ясно, что в III квартале рост выручки группы замедлился. В первом полугодии рост в годовом исчислении был 11,6%, а по итогам девяти месяцев рост замедлился до 9,3%", - отметила она. Главным фактором замедления темпов роста выручки, по мнению аналитика, стало снижение выручки от ММО-игр, а также от IVAS, что оказалось несколько неожиданным, ведь ранее руководство группы презентовало этот сервис как очень успешный. При этом Наталья Мильчакова отмечает, что снижение выручки от IVAS очень небольшое. "Видимо, это связано с тем, что многие пользователи были в отпусках. Тем не менее вопрос дальнейшей успешной монетизации этого направления остается открытым", - говорит она.

Аналитику группы компаний "Финам" Леониду Делицыну выручка от многопользовательских игр напомнила киноиндустрию. "По-видимому, это направление стабилизируется только после создания очень большого и диверсифицированного портфеля, который будет содержать игры для разных сегментов пользователей, с премьерами в разное время года, с мощной маркетинговой поддержкой", - считает он. Кроме того, продолжает аналитик, хорошей новостью является и рост выручки от рекламы на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот показатель опережает общий рост выручки (9,3%), и его высокое значение показывает, что непоисковая реклама в российском Интернете не умерла и осваивает новые форматы и технологии.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко добавил, что по динамике доходов от рекламы (плюс 25% с начала года) результат у Mail.Ru Group очень хороший, он опережает рост рынка в целом. Также, по мнению аналитика, превзошел ожидания и рост выручки "ВКонтакте". "Очень высокий рост выручки "ВКонтакте": за полгода прирост составил 41%, и компании удалось сохранить динамику на этом направлении", - добавил представитель ИК "Фридом Финанс". В целом он отмечает, что, несмотря на отрицательную динамику продаж игр, результаты можно считать хорошими.

Наталья Мильчакова и Леонид Делицын полагают, что предварительные результаты и смена гендиректора не способны оказать существенное влияние на цену акций группы. "Дело в том, что если мы будем смотреть на результаты компании глазами аналитика, который должен строить тренды и прогнозы, то в первую очередь мы увидим падение долларовой выручки в течение нескольких кварталов. Причиной, разумеется, является валютный курс, и игроки рынка понимают, что смена руководства компании тут ничего поменять не может", - считает Леонид Делицын. Тем не менее Георгий Ващенко добавляет, что котировки акций Mail.Ru Group на Лондонской бирже сегодня снизились на 2,4%, до $16,40 - это минимум с начала 2015 г.

По мнению Леонида Делицына, руководство компании предпринимает шаги, очевидно смягчающие ситуацию, - например, покупает Pixonic, которая работает на глобальных рынках. Поэтому, добавляет он, вряд ли у рынка могут быть претензии к прошлому руководству компании. "Текущий мультипликатор Pixonic весьма низок - меньше 3, в то время как у Twitter, который не может найти себе покупателя, составляет 4,9, а у Facebook - 17. Это означает, что инвесторы воспринимают Mail.Ru как зрелую компанию ИТ-рынка, будущее которой в целом очевидно и при оценке которой применяется внушительный страновой дискаунт. При столь значительном влиянии внешней среды, в общем, не так важно, кто руководит компанией", - поделился с ComNews аналитик "Финам".

В IV квартале, как предположил Леонид Делицын, можно ожидать существенного роста поступлений от рекламы и выручки от IVAS. На этот период компания возлагает надежды на ряд игровых релизов, которые помогут показать рост в этом сегменте.

Георгий Ващенко считает, что компания сохранит темп роста продаж рекламы на уровне 25% к предыдущему году и 40% от социальной сети "ВКонтакте". В то же время он полагает, что прогноз по выручке от игр пока давать рано. "Эффект от покупки Pixonic может не проявить себя в полной мере, и продажи останутся на уровне III квартала, возможно, в пределах 2 млрд руб. За год продажи приблизятся к 37 млрд руб., маржа EBITDA прогнозируется в районе 45%", - отмечает он.

Говоря о причине смены руководства Mail.Ru Group, Наталья Мильчакова предположила, что это связано с необходимостью выстраивания более четкой структуры компании и отделения функций стратегического планирования от оперативного управления. "Так устроены все крупные корпорации. Группа уже давно не является небольшим инновационным предприятием с маленьким штатом, где все менеджеры выполняют много разных функций. Корпорация уже слишком крупная для того, чтобы один руководитель совмещал сразу две такие ответственные функции, как стратегия и оперативное управление", - считает она.

Леонид Делицын предположил, что Дмитрий Гришин хочет отойти от операционной деятельности с целью сконцентрироваться на творческой составляющей. "Вполне вероятно, что он и в самом деле что-нибудь интересное и новое придумает", - добавил эксперт. Такие кадровые перестановки, как полагает представительница "Альпари", могут повлиять на оптимизацию управления, однако в краткосрочном периоде не следует ожидать каких-либо сенсационно высоких результатов.