выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
31.10.2016

Минкомсвязи внесло в правительство законопроект о недискриминационном доступе (НДД) операторов связи в многоквартирные жилые дома (МЖД). Минэкономразвития концептуально поддерживает законопроект, но у него имеются замечания к документу. Есть основания полагать, что проект в итоге вернут на доработку. Таким образом, "долгоиграющий" законопроект об НДД продолжает путешествие по коридорам власти, и конца этому процессу пока не видно.

На минувшей неделе законопроект "об НДД" был передан на рассмотрение в правительство РФ. Он вносит изменения в законы "О связи", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в Жилищный и Градостроительный кодексы и предоставляет операторам связи безвозмездный доступ к общему имуществу дома при размещении сетей связи для оказания телекоммуникационных услуг жильцам дома.

Согласно законопроекту, оператору больше не нужно получать одобрения 2/3 собственников помещений для размещения оборудования в общих помещениях дома для оказания услуг связи его жильцам. Теперь оператор будет заключать договор с лицом, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом управление домом.

Текст законопроекта предполагает его вступление в силу с 1 января 2017 года, но высока вероятность, что сроки будут сдвинуты. Связанно это с тем, что законопроект "об НДД" получил отрицательное заключение от Минэкономразвития (МЭР). У МЭР есть несколько замечаний к законопроекту Минкомсвязи (см. новость ComNews от 27 октября 2016 г.). Принципиально важно другое: вероятность того, что законопроект в итоге вернут на доработку, весьма высока. А значит, у всех нас есть шанс увидеть продолжение сериала под названием "Очень важную для телеком-отрасли проблему обеспечения НДД необходимо решить как можно быстрее" уже в новом году.   

Со всей возможной тщательностью к проработке законопроекта власти подошли с самого начала. Минкомсвязи разработало законопроект "об НДД" еще в 2015 году. Весной прошлого года Минкомсвязи согласовывало документ с Минстроем, однако этот процесс был непростым и затянулся. В начале этого года проблемой доступа операторов связи в жилые дома занялся президент РФ. В феврале 2016 года Владимир Путин поручил Минстрою, Федеральной антимонопольной службе, Минкомсвязи, Роскомнадзору, а также Медиа-коммуникационному союзу до 1 июня представить предложения по решению этого наболевшего вопроса, с чем ведомства справились (см. новость ComNews от 11 мая 2016 г.).

Власть, по всей видимости, очень хорошо понимает важность и значимость законопроекта "об НДД" для отрасли, а также то, как долго и с какой надеждой телеком-операторы ждут урегулирования вопроса о равном доступе в МЖД. Безусловно, власть заинтересована в том, чтобы законопроект "об НДД" получился очень качественным, продуманным и учитывал все нюансы, а значит, фактор времени здесь не главный и можно еще немного подождать, но зато потом мы получим закон, снимающий все существующие вопросы во взаимоотношениях операторов связи и управляющих компаний, а также ТСЖ.

Для сравнения, менее важные для отрасли законопроекты, не оказывающие на ее развитие ровным счетом никакого влияния, становились законами в считанные месяцы. Наиболее яркий пример - "пакет Яровой". 7 апреля 2016 года Ирина Яровая и Виктор Озеров внесли на рассмотрение Госдумы законопроект №1039149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", который содержал поправки в законы "О связи" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". 13 мая парламент принял документ в первом чтении, а 24 июня - сразу во втором и третьем. 29 июня он был одобрен Советом Федерации. Президент РФ Владимир Путин подписал антитеррористический "пакет Яровой" в начале июля текущего года.

Если отбросить сарказм, то очень хочется верить в то, что благие намерения, которыми руководствуется власть, стремясь доработать и согласовать "долгоиграющий" законопроект "об НДД", все же будут соседствовать с пониманием того, что бесконечно тянуть с решением вопроса об НДД нельзя.

Массовый рынок проводного ШПД уже близок к насыщению, а в крупных городах (где по большей части как раз и сосредоточены те самые многоквартирные жилые дома) он и вовсе больше подходит под определение "зрелый", если не "стагнирующий". Если трудный и долгий путь законопроекта коридорами власти продолжится, то может случиться так, что закон в конце концов перестанет быть необходим отрасли: делить будет уже нечего.