© ComNews
09.11.2016

Общественная организация "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) работает над техническим решением, которое позволит любому потребителю получать информацию о достоверности рекламы операторов мобильной связи вне зависимости от каналов ее распространения. На начальном этапе, в конце 2016 г. - начале 2017 г., ОПИ запустит бот для мессенджера Telegram, который по запросам потребителей будет высылать им текущий рейтинг недобросовестности операторов, а также разбор интересующих рекламных сюжетов.

Об этом вчера сообщил ComNews председатель ОПИ Олег Павлов. По его словам, ОПИ сейчас работает над техническим решением, которое позволит любому потребителю оперативно получать информацию о достоверности рекламы того или иного оператора, вне зависимости от каналов распространения.

"На первоначальном этапе (декабрь-январь) будет запущен бот для мессенджера Telegram, который по запросам потребителей будет высылать им информацию рейтинга недобросовестности операторов, учитывающую, как результаты собственных проверок, так и решения Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС), а также разбор интересующих пользователей рекламных сюжетов", - уточнил Олег Павлов.

По словам Олега Павлова, после того как ОПИ оценит эффективность и востребованность данного продукта, общественная организация подумает над другими решениями. Он добавил, что одновременно ОПИ продолжает развивать страницу на Facebook, наблюдая стабильный рост подписчиков.

"Мы рады, что современные технологии позволяют нам всегда быть на связи с потребителями и защищать их от недобросовестных практик", - заявил Олег Павлов.

Напомним, что в сентябре 2016 г. ОПИ обратилась в ФАС с предложением по увеличению штрафов, а также по созданию системы сплошного контроля рекламной активности операторов мобильной связи (см. новость ComNews от 21 сентября 2016 г.).

Позже Олег Павлов сказал корреспонденту ComNews, что ответ от ФАС организация получила, но в ведомстве заявили, что у антимонопольной службы нет соответствующих полномочий. "Антимонопольные органы и иные государственные органы не имеют полномочий по осуществлению предварительного контроля рекламы до ее распространения, в том числе в силу установленного в Конституции Российской Федерации запрета цензуры", - ранее сообщал ComNews представитель пресс-службы ФАС России.

В октябре ОПИ направила свое предложение в Государственную Думу РФ. Организация обратилась в Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, а также в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Основным предложением ОПИ являлось кратное увеличение размера штрафов за каждое повторное нарушение законодательства о рекламе (см. новость ComNews от 12 октября 2016 г.).

"От Госдумы мы пока получили только уведомление о принятии наших обращений к рассмотрению", - уточнил вчера Олег Павлов.

Кроме того ОПИ планировала обсудить с Роспотребнадзором РФ возможности дополнительного информирования потребителей о недобросовестных практиках в рекламных сообщениях (см. новость ComNews от 26 октября 2016 г.). "На последней встрече в Роспотребнадзоре, как и планировали, передали наше обращение с просьбой поддержать инициативу по усилению ответственности за нарушение закона "О рекламе", - сказал вчера Олег Павлов.

Также ОПИ ранее предложила операторам сотовой связи ссылаться в любых видах рекламы на рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи и использовать отличительные знаки (см. новость ComNews от 29 сентября 2016 г.). "Ссылок на наш рейтинг в рекламе операторов пока не заметили. В отношении "лидеров" нашего рейтинга это вполне объяснимо. А "аутсайдеры", по всей видимости, оценивают риски. Ведь велика вероятность столкнуться с административным преследованием со стороны представителей "тройки", как это было в случае с жалобой ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и ПАО "МегаФон" на ООО "Т2 Мобайл" (Tele2)", - заметил вчера Олег Павлов.

Вчера ОПИ представила обновленный рейтинг недобросовестности операторов сотовой связи. Так, количество нарушений увеличилось у ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "МегаФона".

ОПИ выявила нарушение в рекламе МТС совместно с ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС - входит в МТС), где компании рассказывают о технологии предоставления доступа в Интернет и предлагают пользователям "первый Wi-Fi с московской скоростью" - подключение по Wi-Fi 150 Мбит/с за 450 руб. в месяц.

"Внимание привлекает смелость формулировки - мало кто из операторов берется гарантировать постоянную скорость: обычно используется формулировка "до "n" Мбит/с", - говорится в сообщении ОПИ. - Однако чудес не бывает. За счет мелкого шрифта от зрителей скрыто, что реальная скорость по Wi-Fi зависит от количества и расположения клиентских устройств, а также от конфигурации помещения. Фактически на скорость также влияют параметры клиентских устройств, однако в рекламе об этом не упоминается даже мелким шрифтом".

В общении с представителем ОПИ сотрудник оператора подтвердил, что по Wi-Fi гарантировать скорость на определенном значении нельзя, она будет "процентов на 30" ниже заявленной. "Очевидно, что в ролике перед значением скорости следовало использовать предлог "до", но искушение нажиться на обмане, по всей видимости, сильнее", - говорится в сообщении ОПИ.

В другой рекламной кампании МТС - "С МТС не пропадешь" - в ОПИ также усмотрели обман. "У потребителей формируется ложное представление о повсеместном наличии связи данного оператора. Однако, как показывает карта покрытия сети на сайте МТС, "пропасть" можно практически в любом регионе, в том числе в Москве и Петербурге. Таким образом, данный ролик встает в один ряд с "безлимитом везде" от "ВымпелКома" и "4G в любой точке страны", за который МТС уже привлекали к ответственности", - говорится в сообщении ОПИ.

Пресс-служба МТС вчера воздержалась от комментариев.

Что касается "МегаФона", то ОПИ выявила нарушения в рекламе смартфона Sony Xperia C4 за 9990 руб. Как заметили в ОПИ, на самом деле купить аппарат получится только при условии внесения на счет 7 тыс. руб., что дает иную реальную стоимость покупки - 16990 руб. "Чтобы посильнее запутать потребителей, на сайте интернет-магазина обязательная доплата за услуги связи преподносится как бонус от оператора", - говорится в сообщении ОПИ.

По словам руководителя практики по антимонопольному праву и закупкам "МегаФона" Дмитрия Абрамова, в части акции "Дешевле не найдешь" оператор действительно предлагает смартфоны на уникальных условиях.

Он напомнил, что в целом уполномоченным органом в сфере контроля рекламы в России является ФАС. "Мы уже неоднократно говорили, что нам непонятен принцип и критерии формирования и критерии "отчета" этой общественной организации. В него, например, попадают рекламные акции, которые были признаны ФАС РФ надлежащими, то есть соответствующими закону "О рекламе", - рассказал в беседе с ComNews Дмитрий Абрамов.

Согласно обновленному рейтингу ОПИ, лидером по количеству нарушений в рекламе является МТС (23 нарушения). Следом идет "МегаФон" с 16 нарушениями. На третьем месте расположился "ВымпелКом" (14 нарушений). У Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон") два нарушения, а у Tele2 - одно.