Чжан Яньвэй: "Мы расцениваем прогресс в РФ как положительный и в ближайшем будущем рассчитываем занять 20‑30 % рынка"
21.11.2016

За десятилетие работы на российском рынке компания FiberHome из китайского города Ухань превратилась из поставщика небольших региональных операторов в партнера крупных федеральных телекоммуникационных корпораций. О пройденном пути и планах компании в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал глава представительства FiberHome International Technologies Co., Ltd. в России и СНГ Чжан Яньвэй.

- Компания FiberHome Technologies начала бизнес в России в 2005 году, когда все ее основные конкуренты здесь уже присутствовали. Какую маркетинговую стратегию она избрала?

- В глобальной маркетинговой стратегии FiberHome российский рынок весьма важен. Выйдя на него 11 лет назад, мы начали с детального изучения возможностей местного телекоммуникационного сектора, тенденций его развития и конкурентной ситуации. Как тогда, так и ныне одним из главных конкурентных преимуществ FiberHome является то, что мы занимаем лидирующие позиции в мире в области решений для оптических сетей и оборудования PON (по данным агентства Ovum за I полугодие 2016 года, FiberHome входит в топ‑5 мировых поставщиков в каждом из этих двух сегментов рынка). Исследование Gartner показало, что по итогам II квартала 2016 года FiberHome занимает четвертую строчку рейтинга мировых производителей по объему продаж оборудования FTTH, был третьим в сегменте FTTx, а также удерживал четвертую позицию в поставках систем для оптических сетей и оптического кабеля, включая волокно.

FiberHome производит оптическое волокно, оптические комплектующие для систем PDH, оборудование DWDM, 10G, 100G OTN, FTTH и другую оптическую продукцию. Столь полный продуктовый портфель делает нас уникальным предприятием в глобальном масштабе, и наше оборудование, решения и услуги широко применяются по всему миру. Компания была создана в 1974 году, но на мировой рынок вышла лишь в 2000‑м (до этого момента она работала только с тремя китайскими операторами связи). Ныне FiberHome представлена в 90 странах, прежде всего в Юго-Восточной Азии, Европе, Южной Америке и на Среднем Востоке, и нашими клиентами являются 50 крупнейших операторов связи, включая Telefonica, Deutsche Telekom, Vodafone, BSNL, Telekom Malaysia.Так что наше оборудование и наши услуги были верифицированы рынком и миссия FiberHome – ​быть экспертом в сфере оптических коммуникаций.

- Каковы рыночное положение компании в России и целевая доля рынка?

- В середине 2000‑х годов FiberHome начала в вашей стране с сотрудничества с региональными операторами. Кроме того, мы работали в качестве OEM-поставщика с производителями NEC и Zyxel. Затем мы расширили охват в России на госструктуры и корпорации, в частности сотрудничали с "Ростехом" по решениям FTTx и передающему оборудованию. Ныне FiberHome активно работает и с крупнейшими российскими операторами связи, включая "Ростелеком", МТС, "МегаФон", "ВымпелКом", Tele2. В последние четыре года на местном рынке мы ежегодно фиксируем 30 %-ный рост объема продаж. Мы расцениваем прогресс в РФ как положительный и в ближайшем будущем рассчитываем занять 20‑30 % рынка.

- Каков топ-3 продуктов FiberHome по объему продаж в России?

- В него входят продукты серии FONST для высокоскоростных транспортных сетей (подходят для любого оператора и обеспечивают каналы от E1 до 100 Гбит/с, а также лямбды), продукты PON нового поколения (обеспечивают высокую скорость доступа для домашних пользователей) и пользовательские терминалы оптической сети (ONT) для абонентов сетей FTTH.

В последнее время огромную популярность и в России, и в мире набирают еще два решения FiberHome: платформа 100G PON, совместимая с PON 1G и 10G, которая помогает операторам строить ультраширокополосные сети в облачную эру, и новый продукт v-OLT (виртуальный OLT), улучшающий контроль и управление сетью, а также создающий доступ по требованию.

В мире FiberHome поставляет большие объемы волоконно-оптического кабеля и оптического волокна, но в России для поставок оптического кабеля действуют таможенные барьеры. По поручению правительства Китая FiberHome изучает инвестиционный климат Белоруссии и ищет пути для запуска там завода по производству волоконно-оптического кабеля. Завод расположится в индустриальном парке "Великий камень" под Минском.

- Какая доля выручки FiberHome приходится на международный бизнес?

- За пределами Китая компания зарабатывает около 30 % выручки, но наш международный бизнес растет примерно на 45 % в год, поэтому его доля увеличивается большими темпами. В пятилетней перспективе мы намерены зарабатывать за рубежом больше, чем дома.

FiberHome непрерывно наращивает присутствие на зарубежных рынках. Компания уже создала более 30 подразделений и филиалов за пределами Китая – ​в качестве платформы для предоставления широкого перечня услуг в сфере маркетинга, продаж и сервисов.

- Как выглядит топ-3 зарубежных стран с точки зрения продаж FiberHome и каково место России?

- Тройка лидеров по объему наших продаж – ​Таиланд, Индонезия, Малайзия. В ближайшие годы все шансы войти в число лидеров имеют Бразилия, Алжир и Германия. Россия по объему продаж FiberHome занимает пока 10‑11‑е место, но это очень хороший рынок, и я надеюсь, что и на нем рост продаж будет значительным. Отчасти продажи в России замедляют экономический кризис, сильная конкуренция, а также невозможность поставлять волоконно-оптический кабель, который обеспечивает нам немалые продажи в мире.

- В продуктовом портфеле FiberHome числятся базовые станции LTE. Видите ли вы возможности для их поставок в нашу страну?

- Основной рынок сбыта базовых станций LTE пока Китай, но с 2015 года начались первые зарубежные поставки – ​в Малайзию. Думаю, в скором будущем мы сможем предложить базовые станции LTE-операторам и в других странах, включая Россию.

- Видите ли вы рыночный спрос на решения 400G в России?

- Спрос на высокие скорости и большие объемы передачи данных растет по всему миру: его создают видео в стандарте UltraHD 4K и приложения виртуальной реальности на потребительском рынке, необходимость в соединении дата-центров, Интернет вещей (IoT), потребность в высокоэффективных облачных вычислениях в реальном времени со стороны корпоративного рынка. Мы уверены, что этот растущий спрос и возникающие в связи с ним бизнес-возможности станут для операторов драйвером создания инфраструктуры с большей пропускной способностью. 400G – ​это технологическое решение следующего поколения, идущее на смену распространенному ныне 100G, и наша компания уже проделала немалую работу в R&D и маркетинге решений 400G. В Китае и Малайзии серийное оборудование 400G нашего производства уже используется на магистральных сетях операторов China Mobile и Telekom Malaysia.

Но FiberHome идет дальше: мы разработали первую в мире систему со скоростью передачи 400 Тбит/с на одном оптическом волокне и платформу для передачи данных без регенерации на расстояние 440 км. Кроме того, на пути к определению облика будущих систем мы начали исследования в сфере кремниевой фотоники и квантовой криптографии.

- Когда программно определяемые сети (SDN) могут стать повсеместной практикой в Китае и России?

- FiberHome сотрудничает с крупнейшими операторами в изучении и тестировании решений SDN и NFV (виртуализация сетевых функций). Мы также прошли несколько лабораторных тестов и реализовали один коммерческий проект в Китае. Ныне FiberHome располагает коммерческим комплексным решением FinNet, позволяющим создавать открытые сети операторского класса, которые характеризуются инновационностью, простотой и возможностью предоставления ресурсов по требованию.

В России несколько операторов уже объявили о планах создания сетей 5G, а внедрение этой технологии потребует коренного изменения опорных сетей. FiberHome участвует в разработках Fronthaul на основе SDN и Next Generation Fronthaul Interface (NGFI), и мы готовы к совместной работе с российскими операторами по сетевой трансформации в эпоху интеграции облака и сети.

- Можно ли ожидать открытия центра исследований и разработок в РФ?

- Локализация является одним из ключевых элементов глобальной маркетинговой стратегии FiberHome, включая наем местного персонала, локальное производство и R&D. Для столь большого и важного рынка, как Россия, наша компания однозначно рассматривает возможности создания местного R&D-центра и производственных мощностей, причем у нас есть богатый опыт в этой сфере. К примеру, в Эквадоре мы совместно с локальным партнером построили крупнейший завод по производству волоконно-оптического кабеля, и в августе 2016 года он выпустил первую продукцию. Другой пример: в Индии у нас организована производственная линия по выпуску продукции 100G OTN и оборудования для пакетной передачи данных.

- Кого FiberHome считает главными конкурентами в Китае и России?

- Де-факто и Китай, и Россия превратились в мировые телекоммуникационные рынки, и конкурентная ситуация на них схожа. Мы соперничаем в обеих странах с Huawei, Alcatel-Lucent (ныне – ​Nokia), а также с несколькими американскими фирмами в сфере технологий и сервисов. В области беспроводного оборудования, которое мы пока не поставляем сюда, FiberHome конкурирует со многими разработчиками, но прежде всего – ​с фирмой Kathrein из Германии.

Huawei и Alcatel-Lucent также хорошо известны уровнем менеджмента, R&D, скоростью реакции на запросы рынка и клиентоориентированностью, так что нам есть чему у них поучиться.

- Каков бизнес-план FiberHome в России на ближайшие пять лет?

- В глобальном масштабе мы хотим сохранить совокупные темпы годового роста на уровне 40 % и привлечь как можно больше операторов из мирового топ-100. Что касается России, компания вышла на этот рынок сравнительно недавно, когда все известные вендоры уже были здесь и удерживали рыночные позиции. Поэтому мы еще находимся в фазе, в которой хотим быть приняты всеми ключевыми операторами в качестве одного из поставщиков. На следующем этапе мы намерены стать для них партнером, а далее – ​стратегическим партнером.

- Каким видится вашей компании участие в разработках IoT?

- Мы уделяем этому направлению огромное внимание и ресурсы и уже добились прогресса в разработке IoT-решений. Доктор Зигин Санг из FiberHome является в МСЭ-Т вице-председателем рабочей группы SG20, которая занимается изучением и стандартизацией Интернета вещей и связанных приложений, включая Smart City. Предложения компании по IoT были приняты в МСЭ-Т, превратившись в рекомендации Y.2770 и Y.2771. Все это говорит о больших возможностях FiberHome в данной области.

- Традиционный телеком-рынок во всем мире стагнирует, при этом наблюдается бум спроса на ИКТ-решения со стороны вертикальных рынков. Разрабатывает ли FiberHome решения для них?

- Спрос на ИКТ для вертикальных рынков действительно бурно растет. FiberHome работает с ними многие годы. Мы активно участвовали в разработке международных стандартов в этой области и создали собственную линейку продуктов Fit, которая включает облачную платформу FitOS, настольное облачное решение FitPC, решение для ЦОДов FitDC, FitData для big data и другие.

FiberHome уже поставляет решения для коммуникаций на железных дорогах, образовательных, правительственных и муниципальных сетей. Ярким примером является наше внедрение облачного решения ChutianCloud в китайской провинции Хубэй, это первая объединенная провинциальная система e-Government, охватывающая 30 млн человек.

С учетом опыта и ресурсов FiberHome является одним из лидеров трансформации традиционных китайских городов в smart cities. На следующем этапе, обкатав все технологии в масштабах Китая, мы предложим ИКТ-решения и на международном рынке.