Точка зрения / ноябрь 2016
Зачем операторы идут в М2М

Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса ПАО "МегаФон"
Наталья Талдыкина,
директор по развитию корпоративного бизнеса ПАО «МегаФон»
24.11.2016

Телекоммуникационная отрасль сегодня переживает масштабную трансформацию. Это отражается и на финансовых показателях, и на стандартах связи, и на структуре бизнеса. Согласно данным аналитиков, рост российского телекома в следующие пять лет замедлится, а среднегодовая динамика в 2015-2020 годах (CAGR) составит 1,3%. При этом по итогам 2015 года был зафиксирован рост на 2,1% по сравнению с 2014 годом.

На фоне снижения доходов от голосовой связи мы наблюдаем рост прибыли от доступа в Интернет и передачи данных. Трафик сегодня создают IPTV, IP-телефония и преимущественно бесплатные ОТТ-сервисы. Так, наши клиенты стали чаще пользоваться мобильным Интернетом. Объем трафика данных на одного абонента "МегаФона" (DSU) вырос по итогам III квартала 2016 г. на 31% и превысил 4 Гб. При этом на сеть 4G пришлось около 40% всего объема.

Люди сегодня общаются через Интернет чаще, чем по сотовой сети. Спрос на традиционную телефонию и недогруженные мощности телеком-компаний снижается вместе с показателем ARPU, в результате чего и возникла данная глобальная тенденция. Операторы связи пересматривают свои стратегии и инвестируют в более перспективные направления. В первую очередь они делают ставку на 3G/4G/5G, расширение пакетов услуг доступа в Интернет и платного ТВ, передачу данных через VoIP и альтернативные мессенджеры (Telegram, Viber, WhatsApp и др.). Этому также способствует развитие облачных технологий и разработка локальных и международных стандартов Интернета вещей для создания универсального ПО и многочисленных IoT-устройств.

Виртуальные сервисы не могут работать без облачных хранилищ, широких каналов связи и высокой скорости передачи данных. Кроме того, как только будут разработаны и утверждены стандарты для Интернета вещей, нас ждет новая промышленная революция, базовым ресурсом которой станет связь.

По мнению аналитиков Gartner, количество подключенных устройств достигнет 21 млрд в 2020 году, Intel дает цифру в 200 млрд. Ключевыми драйверами роста станут очевидный бизнес-эффект от внедрения IoT-решений и продолжающееся снижение стоимости сенсоров, оборудования, услуг связи, обработки данных и системной интеграции.

Новый стандарт связи, который унифицирует технические и технологические требования к IoT-устройствам и специализированному ПО, сможет объединить миллиарды приводов, датчиков контроля, систем управления производством в единую, стабильно работающую сеть.

По мнению Machina Research и компании Nokia, доходы глобального рынка промышленного Интернета вещей достигнут 484 млрд евро в 2025 году, а основными отраслями станут транспорт, промышленность, ЖКХ, здравоохранение и системы "умного дома". При этом основной доход придется на приложения, аналитику и сервисы для конечных пользователей. Machina Research и Cisco ожидают рост объема мирового рынка Интернета вещей (пользовательского и корпоративного) до $4,3 трлн в 2025 году.

"МегаФон" следует за общим трендом. Сейчас идет разработка стандарта 5G. Мы считаем, что к 2018 году он будет готов к широкому распространению. Тогда же "МегаФон" планирует развернуть в России первые опытные сети пятого поколения. Уже сейчас, не дожидаясь появления готового стандарта, мы вместе с партнерами тестируем различные технические решения, способные стать базой для 5G.

Также "МегаФон" первым из мобильных операторов в России тестирует на своей сети стандарт NB-IoT, разработанный специально для IoT-устройств.

B2B-сегмент в сфере М2М растет опережающими темпами - более 80% проектов реализуются для корпоративных заказчиков. И мы уже установили порядка 3,6 млн телематических SIM-карт в России. В одних проектах мы выступаем в роли оператора связи, в других - предлагаем комплексные решения, включающие оборудование, связь, приложения и даже центр мониторинга объектов в режиме реального времени. Мы выстраиваем совместно с клиентами новые бизнес-процессы, это уже не внутренние бизнес-процессы оператора связи, а кросс-отраслевые бизнес-процессы - исключительно ценный опыт для нас. Кроме того, мы продолжаем разрабатывать дополнительные сервисы для наших потребителей.

"МегаФон" фокусируется на двух направлениях. Первое - обеспечивать наших клиентов самыми качественными услугами связи и широчайшим спектром дополнительных сервисов. Мы развиваем сеть, внедряем новые технологии, разработали собственную M2M-платформу, которая имеет ряд уникальных функций для российского рынка (например, геолокация и контроль канала связи). Второе - внедрять вертикальные, или коробочные, решения для конкретных отраслей: транспорт, энергетика, ЖКХ, безопасность, "умный город". Широкая экспертиза позволяет компании расти быстрее рынка: наша доля по M2M в 2015 году составила 25%, а за первые девять месяцев 2016 года - порядка 36%.

Например, для взимания платы с большегрузного транспорта в рамках проекта РТИТС была создана сеть телематических терминалов, офисов обслуживания и логистики. По всей России было построено 200 пунктов контроля транспорта. На сами машины установлены специальные бортовые устройства, "черные ящики", которые регистрируют поездки и передают информацию о перемещениях в диспетчерский центр. "МегаФон" обеспечил эту систему защищенной связью.

Для государственной системы по мониторингу и реагированию в экстренных ситуациях на дорогах ЭРА-ГЛОНАСС мы предоставили инфраструктуру и сопутствующие телематические сервисы.

От "умного автотранспорта" перейдем к "умной энергетике". М2М-сервисы "МегаФона" востребованы предприятиями нефтегазовой отрасли и энергетики, которым необходимо наладить удаленный контроль над оборудованием или надежную бесперебойную связь с удаленными месторождениями.

Совместно с компанией "Ленэнерго" ("Россети") мы работаем над проектами Smart metering и "Умные подстанции". "МегаФон" разработал комплексное решение для безопасности на объектах, включающее оборудование "Мегабокс" (видеокамера, датчики, система управления) и "Единый центр мониторинга в реальном времени" (включая выделенного диспетчера в штате "МегаФона"). Проект внедряется на 300 тысячах подстанций. Ожидается экономия на обслуживании подстанций до 20% и снижение убытков от незаконного подключения к электросетям до 7 млрд рублей в год.

Во время проведения Олимпийских игр мы реализовали проект с "Кубань Энерго" - "Безопасный город" в Сочи. Наши специалисты установили около 1,5 тысячи уличных видеокамер, подключенных к транспортной сети "МегаФона", которые обеспечивали предупреждение чрезвычайных ситуаций, безопасность гостей и жителей курорта. В проект было инвестировано порядка 1,2 млрд рублей.

За Интернетом вещей - будущее. Уже сейчас можно встретить "умные дома", "умные заводы" и "умные" носимые устройства. Ведущие ИT-компании мира соревнуются в создании наиболее универсальных IoT-платформ, сервисов и девайсов. Промышленность переходит на удаленный контроль оборудования, превентивное техническое обслуживание и более экономичное производство, а сферы финансов и ритейла получают возможность создавать более персонализированные предложения, контролировать издержки, рабочее время и нагрузку персонала и увеличивать доход. Интернет вещей используется в науке и медицине, помогая на расстоянии проводить мониторинг состояния пациента, систем жизнеобеспечения и безопасности. Сценариев применения M2M очень много, и мы уверены, что в ближайшие пять-шесть лет увидим коренную трансформацию во многих сферах жизни.

Ежедневно 5,5 млн новых устройств в мире подключаются к Интернету вещей, что вызывает дополнительную нагрузку на сети. Операторы видят  это и понимают, что при наличии инфраструктуры, программного обеспечения и клиентов, направление М2М станет приоритетным  в телеком-индустрии. Осталось только разработать стандарты и подготовиться к прыжку.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты