Мария Андреева
© ComNews
01.12.2016

ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) планирует в течение пяти-семи лет увеличить долю ШПД-абонентов, пользующихся сервисами видеонаблюдения, с нынешних 2,5% до 20%. Таким образом оператор рассчитывает нарастить доходы, так как выручка от традиционных услуг связи не увеличивается такими быстрыми темпами, как ранее. Аналитики полагают, что услуги видеонаблюдения помогут МГТС нарастить выручку не более чем на 1-2%.

Вчера МГТС объявила о запуске функции событийной видеоаналитики, которая позволяет в режиме реального времени получать уведомления о событиях в доме. Новая функция стала дополнением к уже существующей системе видеонаблюдения, которую компания запустила в 2015 г. Как пояснил директор по маркетингу МГТС Дмитрий Кулаковский, до ноября 2016 г. МГТС предоставляла просто сервис видеонаблюдения в режиме онлайн и архив, а cегодня это проект с расширенными опциями.

 Дмитрий Кулаковский отметил, что функцию видеоаналитики можно активировать в личном кабинете, после чего камера регистрирует движения и звуки, попадающие в ее поле зрения. "Отметки о событии отправляются в режиме онлайн пользователю в личный кабинет, мобильное приложение MGTS.MyСam или на электронную почту", - уточнил он, добавив, что теперь для просмотра событий пользователю достаточно открыть список уведомлений, выбрать интересующий эпизод и просмотреть его в видеоархиве.

Он добавил, что система обеспечения безопасности видеонаблюдения входит в периметр обеспечения безопасности всех ИТ-систем МГТС. "Это ничем не отличающийся для компании по защищенности проект", - считает Дмитрий Кулаковский. Он подчеркнул, что система видеонаблюдения так же, как и другие проекты компании, работает в рамках Федерального закона "О связи".

"В 2015 г. мы предложили видеонаблюдение массовому рынку как элемент концепции "умного дома". При разработке решения мы сделали ставку на простоту использования, ценовую доступность и сервисную поддержку с нашей стороны в режиме 24/7", - рассказал Дмитрий Кулаковский. Он отметил, что сегодня МГТС фиксирует растущий интерес клиентов к новым сервисам. В перспективе компания хочет увеличить проникновение "умных" сервисов в абонентскую базу ШПД. По ожиданиям оператора, через пять-семь лет ими будет пользоваться около 20% абонентов МГТС. 

По словам Дмитрия Кулаковского, пока проникновение сервисов видеонаблюдения и охраны услуг в абонбазе МГТС составляет 2,5%. Он пояснил, что в крупных российских городах этот показатель составляет 2%, а в среднем по стране - 0,5%. По итогам девяти месяцев 2016 г., сервисами "умного дома" пользовались  1 млн 350 тыс. абонентов.

Представитель МГТС уверил, что к 2020 г. этот сегмент покажет очень хороший рост, а оператор получит приличный "кусок" бизнеса. Он добавил, что сегодня ежемесячный прирост абонентов, пользующихся "умными" сервисами, составляет 10%. "ШПД, ТВ, телефония уже давно такими темпами не растут и расти больше не будут", - говорит Дмитрий Кулаковский, указывая на то, что основной фокус компании будет как раз направлен на развитие "умных" сервисов. В частности, он упомянул, что к лету 2017 г. оператор планирует предложить абонентам пакет услуг, включающий возможность использования камер видеонаблюдения на дальних от дома расстояниях.

В пресс-службе ПАО "Ростелеком" корреспонденту ComNews сообщили, что в ближайшее время оператор готовит к запуску коробочное ОТТ-решение "Умный дом", которое в том числе предусматривает организацию видеонаблюдения с возможностью дистанционного просмотра и управления системой с помощью мобильного приложения. Решение будет включать функции оповещения пользователя о происходящих событиях по его выбору и настройкам. Кроме того, добавил представитель "Ростелекома", в некоторых регионах реализуются проекты по установке видеодомофонов (запирающих устройств с видеокамерой) на входных подъездах. В дальнейшем предусматривается интеграция просмотра данных с видеодомофонов в решение "Умный дом".

Пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева пояснила корреспонденту ComNews, что услуга видеонаблюдения входит в пакет M2M-решений "Билайна" для корпоративного рынка. "Для массового рынка мы тестировали услугу домашнего видеонаблюдения еще несколько лет назад, но услуга не была широко востребована", - прокомментировали в "ВымпелКоме".

Финансовый аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что рынок B2C-видеоаналитики в России не развит. "В лучшем случае его объем оценивается в $1 млн. Исторически же основной оборот приходится на сегменты B2G и B2B, которые оцениваются в $15 млн", - пояснил эксперт.

Что касается отчетности МГТС за первое полугодие, то выручка от статьи "прочих" B2C-доходов составляет 109 млн руб., или около 0,5% от общей выручки. "Вряд ли эти сервисы в обозримом будущем помогут компенсировать падение доходов оператора от традиционных услуг связи", - считает эксперт.

Заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова полагает, что услуги видеонаблюдения МГТС увеличат выручку не больше чем на 1-2%, так как рынок растущий, и, скорее всего, им заинтересуются конкуренты оператора. "Поэтому монополистом на таком рынке МГТС не сможет стать", - заключила Наталья Мильчакова, добавив, что сервисы помогут скорее приостановить снижение совокупной выручки, чем ее увеличить. Кроме того, продолжила аналитик, МГТС намерена развивать и другие услуги для компенсации выпадающих доходов от услуг проводной связи.

Опрошенные ComNews аналитики считают, что мировой рынок услуг видеонаблюдения к 2020 г. вырастет на 30-40%. В России потенциал роста может быть выше в разы, так как в 2014 г. объем этого рынка был крайне мал. Кроме того, как считают эксперты, росту этого рынка будет способствовать и развитие облачных технологий, ЦОДов и т.д.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко отмечает, что с развитием мобильных устройств и домашних роботов этот сегмент может расти гораздо быстрее. По его словам, через пять лет он достигнет не менее 10 млрд руб. "Но пока непонятна стратегия операторов, как они будут вести борьбу за долю рынка. Это может быть продажа брендовых устройств, услуги собственных дата-центров по обработке и хранению информации. Иначе основными игроками могут стать производители домашней электроники, а операторы будут получать доходы только от услуг связи, где чистая маржа сейчас не превышает 12%", - заключил Георгий Ващенко.

Напомним, недавно МГТС предложила абонентам дополнительный спектр домашних бытовых услуг под своим брендом. Компания запустила на сайте раздел "Домашний оператор" (см. новость ComNews от 28 ноября 2016 г.). Сервис позволяет заказать услуги мелкого бытового ремонта, уборки помещений и т.д. В МГТС заявили, что таким способом компания намерена увеличить выручку, а также сделать очередной шаг на пути трансформации МГТС в мультисервисного оператора с большим набором "нетелеком"-услуг.

Статьи по теме