Екатерина Куканова, региональный управляющий директор Linxdatacenter в Санкт-Петербурге
08.12.2016

На протяжении полутора десятков лет международная компания Linxdatacenter успешно ведет бизнес в 14 странах. Региональный управляющий директор Linxdatacenter в Санкт-Петербурге Екатерина Куканова рассказала корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину, почему главное в ИКТ-бизнесе – люди, и как обеспечить максимальную эффективность коммерческого дата-центра.

- Linxdatacenter в Петербурге - один из крупнейших и наиболее передовых в техническом отношении российских центров обработки данных. Какие тенденции на рынке ЦОД вы как его крупный оператор наблюдаете?

- Определяющих тенденций три. Первая - рост популярности облачных сервисов и виртуальных услуг, а также решений на их базе. Вторая - дальнейшее расширение площадей дата-центров. Динамика не такая впечатляющая, как 3-4 года назад, когда было построено наибольшее количество новых ЦОД, – тут сыграл свою роль кризис. Но общий тренд сохраняется. И это вполне объяснимо: виртуальные сервисы активно развиваются, но пока не всегда могут обеспечить уровень резервирования, которое гарантирует обычное "железо". Отсюда - стабильно высокий спрос на colocation – размещение оборудования заказчика на площадке коммерческого ЦОДа. Третья тенденция, которую мы видим, - повышение уровня требований клиентов к поставщикам услуг в области хранения и обработки данных. Доверяя партнеру критически важную информацию, серьезные компании хотят видеть в выбранном операторе не линейного исполнителя простой задачи, а консультанта, готового рекомендовать оптимальные, высокоэффективные и инновационные ИКТ-решения, отвечающие как тактическим, так и стратегическим задачам бизнеса. Мы в своем развитии учитываем все эти тенденции.

- Некоторые ИКТ-компании отмечают, что в последнее время стоимость услуг дата-центров снижается. Вы с этим согласны?

- Говорить о снижении стоимости услуг дата-центров как об отраслевой практике не совсем верно. Действительно, с учетом текущей экономической ситуации появилось некоторое количество дата-центров, для которых жесткий демпинг стал определяющим инструментом привлечения клиентов. Но называть подобные ЦОД профессиональными участниками рынка я бы не стала. Снижение цены в данном случае является прямым следствием экономии на специалистах, на собственном развитии. Непрофессионализм команды выливается в неисполнение обязательств перед заказчиками, в частности, по соблюдению SLA. По мировой статистике и нашему 16-летнему опыту, основная причина даунтаймов и низкого качества сервиса - именно недостаточная квалификация персонала ЦОДов и неправильное построение бизнес-процессов. Клиенты, относящиеся к данным серьезно, как правило, не готовы рисковать непрерывностью бизнеса и безопасностью ради сомнительной экономии.

- По каким критериям клиент может оценить уровень надежности ЦОДа, чтобы быть уверенным, что его данные в безопасности, а все процессы в дата-центре работают на должном уровне?

- Индикаторов довольно много. Я люблю в качестве примера приводить свой подход к выбору стоматолога. В первую очередь я ищу высококлассного специалиста. Затем обязательно обращаю внимание на то, на каком оборудовании он работает, и как выстроено обсуживание клиентов в его клинике. В сфере B2B работает тот же алгоритм. Рекомендую прежде всего искать высококлассных специалистов, способных реализовать бизнес-задачи.

Профессионализм команды и качество бизнес-процессов Linxdatacenter высоко оценены не только заказчиками, но и закреплены международными экспертами. Помимо обязательного ISO/IEC 9001 мы прошли сертификацию по ISO/IEC 27001 - международному стандарту в сфере информационной безопасности, а также получили сертификат соответствия стандарту PCI DSS, обобщающему повышенные требования к безопасности ЦОДов платежных систем и финансового сектора. Сейчас первым на российском рынке Linxdatacenter проходит аудит по сертификации Uptime Institute Management & Operations (M&O). Наличием Tier III рынок не удивишь, однако не все знают, что одно только его наличие не является гарантией работы дата-центра в соответствии с требованиями этого авторитетного международного института. Зачастую ЦОД проходят сертификацию по системе Tier Standards на этапе проектной документации, а уже построенные дата-центры не сертифицируются – изменения в процессе строительства не позволяют подтвердить заявленный проектом уровень надежности. Конечно, есть и дата-центры, получившие сертификат на уже готовое здание, но Linxdatacenter станет первым ЦОДом, сертифицирующим не просто здание, а качество управления дата-центром.

- Компании какого масштаба и из каких секторов экономики являются основными клиентами Linxdatacenter?

- В основном Linxdatacenter создан для реализации потребностей среднего и крупного бизнеса, но мы обслуживаем клиентов разного масштаба. Наших заказчиков отличает одно – это организации, у которых самые амбициозные требования к организации непрерывности своего бизнеса. Например, мы сотрудничаем с тремя крупнейшими нефтегазовыми компаниями. В частности, с ПАО "Газпром нефть". Также услугами Linxdatacenter активно пользуется онлайн-бизнес, например, интернет-магазины и развлекательные порталы. Среди наших партнеров - "Юлмарт", Aliexpress, "Иль Де Ботэ", Ivi, Okko. Большую долю клиентов составляют финансовые корпорации, наименования которых я не могу озвучить по условиям соглашений о конфиденциальности. Отдельно мы выделяем ИТ-сегмент, который представлен интеграторами и вендорами. Это компании, которые перепродают сервисы на базе Linxdatacenter конечным клиентам.

- До недавнего времени большинство крупных компаний опасались переводить критические бизнес-процессы и хранить данные во внешнем облаке, объясняя это соображениями безопасности. Вы, как и другие эксперты отрасли, говорите о росте популярности облачных сервисов. Чем объясняется изменение ситуации?

- Облака активно развиваются во всем мире, становясь все более совершенными в технологическом смысле. Это безусловный факт. Пример - LinxCloud - комплексная интегрированная облачная среда Linxdatacenter, уже ставшая одним из наших флагманских продуктов. Она опирается на надежную инфраструктуру нашего ЦОДа и многопользовательскую архитектуру FlexPod и vCloud от глобальных лидеров - NetApp, Cisco и VMware. Конечно, наличие интересных и эффективных облачных решений влияет на изменение отношения клиентов к подобным сервисам. Но основной фактор, во всяком случае для России, - это все-таки кризис, который вынуждает многие компании "уходить в облака", сворачивая инвестиционные программы по апгрейду и закупкам собственного оборудования.

При этом важно быть реалистами: на сегодня SLA у облаков ниже, чем у оборудования. Правильный выбор информации для размещения в облаке - вопрос принципиальный. Для Linxdatacenter качество сервиса и репутация - всегда во главе угла, поэтому мы подробно объясняем заказчикам специфику облаков и снимаем их излишние ожидания от облачных сервисов. Специалисты Linxdatacenter тщательно исследуют, какую информацию компания хочет разместить в облаке. Если видят, что это критичные для бизнеса заказчика данные, то предлагают решение по дополнительному резервированию. У Linxdatacenter есть два географически распределенных облака - в Варшаве и Петербурге, что дает нам возможность создать проект, подразумевающий 100%-ную непрерывность бизнеса клиента. Если риски, пусть и минимальные, сохраняются, мы предлагаем заказчику более надежную альтернативу облакам. Для Linxdatacenter важнее сохранить репутацию, чем получить деньги любой ценой.

- Основной темой "ИТ-форума нефтегазовой отрасти России", организованного ComNews, в котором вы принимали участие, стала необходимость цифровой трансформации бизнеса и переход к "Индустрии 4.0". Что такое "Индустрия 4.0" для Linxdatacenter?

- Я была очень впечатлена недавно прошедшим бизнес-завтраком ПАО "Газпром нефть" и мнением начальника департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций компании Константина Кравченко по этому вопросу. На рынке существует и появляется огромное количество различных ИТ-сервисов и продуктов. Крупные компании не могут их постоянно отслеживать, анализировать и тут же применять в бизнесе без экспертизы из вне, ведь этот процесс требует значительных финансовых и временных затрат, а также привлечения большого штата специалистов. Поэтому задача поставщика ИКТ-решений - самому разобраться и предложить клиенту вариант, оптимальный для его бизнес-стратегии, даже не ИТ-задачи. Это и есть "Индустрия 4.0".

- Linxdatacenter придерживается такого подхода?

- Linxdatacenter стал применять стандарты "Индустрии 4.0" задолго до того, как рынок сформировал подобные требования. Мы всегда стремились выступать для заказчика стратегическим ИКТ-консультантом, а не "подрядчиком" в традиционном понимании этого слова. Перед стартом проекта члены нашей команды системно анализируют бизнес-процессы клиентов и предлагают оптимально подходящие для них решения.

С 2016 года Linxdatacenter запустил практику, которая называется "вендорские комитеты". Мы переняли ее у компании "Газпром нефть". В рамках "вендорских комитетов" специалисты Linxdatacenter раз в квартал встречаются с крупными клиентами, рассказывают им об особенностях функционирования их проекта, потенциальных рисках, новых возможностях. По итогам таких встреч мы даем заказчикам рекомендации по оптимизации реализуемого проекта, даже если оптимизация предполагает снижение его стоимости. Для нас это осознанный выбор: так мы развиваем с клиентами по-настоящему партнерские отношения и вместе выводим отраслевые стандарты на новый уровень.

- Linxdatacenter - международная компания. Какие преимущества это дает вам при работе на российском рынке?

- Корпоративные стандарты и бизнес-процессы, принятые и отработанные на международном уровне, позволяют нам, прежде всего, соответствовать самым высоким ожиданиям глобальных компаний, ведущих операции в России. После принятия поправок к Закону о персональных данных, обязывающих хранить всю информацию о российских пользователях на территории нашей страны, доля таких заказчиков в клиентском портфеле Linxdatacenter существенно выросла. Когда к нам приходит иностранный клиент, мы не только применяем подход "Индустрии 4.0", чтобы обеспечить высочайшее качество обслуживания и непрерывность его бизнеса, но и даем консультации по особенностям ведения бизнеса в России, например, с точки зрения законодательства. Кроме того, все сотрудники Linxdatacenter отлично говорят на английском, и это тоже упрощает взаимодействие с международными корпорациями. Для российских клиентов наша международная экспертиза - источник best practices и дополнительный ресурс для внедрения по-настоящему инновационных, эффективных решений.

- Чего вы ждете от 2017 года? С какими планами в него входите?

- В 2017 год Linxdatacenter входит с новой стратегией развития-2020, фокусирующей внимание на трансформации нашего бизнес-подхода в соответствии с глобальными трендами отрасли. Ключевой смысл нашей стратегии отлично выражает слоган, сменивший привычный всем Security Matters ("Безопасность имеет значение"). Он сформулирован так: Securing Your Business Growth, что можно перевести на русский язык как "Безопасность - в основе роста". Таким образом мы говорим рынку о ценностях и приоритетах Linxdatacenter. Наши клиенты смогут полностью сосредоточиться на развитии и росте своего бизнеса, потому что обеспечение его безопасности и непрерывности мы возьмем на себя.

Базой для реализации стратегии-2020 станет дальнейшее усиление команды Linxdatacenter. Мы убеждены, что основой нашего общего с заказчиками успеха являются люди и их взаимоотношения, а не ИТ-системы или бизнес-процессы при всей их безусловной важности. Мотивируя и развивая людей, делая их экспертизу публичной, создавая новые интеллектуальные продукты, мы подтвердим свой статус эксперта отрасли и поставщика комплексных решений, станем еще ближе к нашим партнерам.

С гордостью могу сказать, что уже сегодня ключевое конкурентное преимущество Linxdatacenter - это специалисты. Получить диплом несложно, гораздо сложнее постоянно работать над самосовершенствованием и умением взаимодействовать с коллегами, партнерами и клиентами. В конечном счете, именно это определяет качество, стабильность и скорость работы. Такое понимание приоритетов сближает Linxdatacenter с самыми крупными и успешными мировыми технологическими корпорациями, такими, как Google, чьи достижения вдохновляют нас и расширяют границы возможного.