Дмитрий Садеев: "Основная задача ИТ-департамента – ​упрощение процесса коммуникации и принятия решений с точки зрения пользователя"
19.01.2017

Фармацевтическая отрасль является одной из самых инновационных в России. О том, какие требования предъявляют к ИКТ‑продуктам и какие задачи с их помощью решают компании этого сегмента рынка, корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину рассказал директор департамента информационно-технического обеспечения ПАО "Фармстандарт" Дмитрий Садеев.

- Как вы оцениваете общий уровень информатизации и инновационности фармацевтических предприятий России?

- Скажу честно: фармацевтическая отрасль – ​это довольно закрытый сегмент рынка, представители которого не любят публично делиться технологическими ноу-хау. Но, исходя из информации, полученной от общения с коллегами, партнерами, и из понимания того, чем занимаются конкуренты, я бы оценил уровень информатизации как выше среднего.

Базовые законодательные требования к надлежащей практике производства обусловливают очень высокие запросы к инфраструктуре и автоматизации фармацевтических предприятий. С точки зрения методологии GMP (Good Manufacturing Practice – ​надлежащая производственная практика) все поддерживающие системы должны обладать очень серьезным уровнем надежности, доступности, безопасности. Из этого следует, что уровень автоматизации и информатизации должен быть высок.

Фармацевтической отрасли не чужды новые технологии, особенно в области инфраструктуры. Мы все прекрасно понимаем, что ряд инноваций, которые становятся массовыми, позволяют реально экономить деньги, как на обслуживании, так и на обеспечении большей скорости бизнес-процессов при меньшей стоимости. Все это присутствует в деятельности департамента ИТ-обеспечения "Фармстандарта".

- Какие задачи по развитию ИКТ-инфраструктуры стоят перед вашей компанией?

- Основная задача любого бизнеса – ​обеспечение его эффективности, которая достигается за счет снижения себестоимости продукта. Но при этом необходимо соблюдать требования, предъявляемые к производству. Любая ИТ-система должна быть достаточной для обеспечения этих требований. Это означает, что внедрение новых систем автоматизации, например при расширении производственных площадок, не должно приводить к затратам, из-за которых возникнет вопрос о целесообразности использования данного продукта.

В "Фармстандарте" мы используем необходимый бизнесу набор оперативных сервисов. Это системы коммуникаций в любом виде: почта, телефония, сервисы по хранению информации и бизнес-предложений. Все эти инструменты необходимы не только для удовлетворения внутренних потребностей компании или персональных "хотелок" ИТ-службы, но и для эффективной работы с внешними партнерами.

Компания работает не в вакууме. У "Фармстандарта" есть поставщики и бизнес-партнеры, у каждого из которых есть определенные привычки в коммуникациях, основанные на внедренных у них решениях для обмена информацией и осуществления документооборота. Основная задача ИТ-департамента – ​упрощение процесса коммуникации и принятия решений с точки зрения пользователя, а именно обеспечение быстрого и удобного проведения переговоров, быстрого, надежного и защищенного обмена информацией.

- Каким образом текущая экономическая ситуация повлияла на деятельность ИТ-департамента вашей компании?

- Коренным: значительно увеличилась нагрузка на ИТ‑ресурсы. В любой сложной экономической ситуации остро встает вопрос эффективности компании – ​бизнес-процесса, капитальных вложений, в том числе и в ИТ-инфраструктуру, в процессы автоматизации.

Возьмем, например, продающие компании. Когда надвигается кризис, люди меньше покупают, значит, необходимо больше звонить, искать новые каналы сбыта. В итоге существенно увеличивается нагрузка на систему коммуникаций.

В экономически сложные времена всегда увеличиваются сроки окупаемости любых инвестиций. Если при стабильной экономической ситуации можно было, например, гибко управлять бюджетом в течение года, то сейчас бизнес ищет модели запуска долгосрочных проектов. Также используется намного больше критериев при анализе проекта – ​временных, стоимостных, появляется большее количество решений на перспективу.

Но в целом, основной результат – ​значительное увеличение нагрузки на системы, при которой необходима более эффективная работа персонала.

- В России взят курс на импортозамещение. Стоит ли такая задача в "Фармстандарте"?

- С точки зрения эффективности для бизнеса мы ценим любые решения – ​неважно, импортного они происхождения или отечественного. Все зависит от потребности бизнеса и предложений со стороны рынка.

В "Фармстандарте" существуют департаменты разработки корпоративных информационных систем, которые мы создаем, развиваем, эксплуатируем и поддерживаем. В основном это специфические учетные системы для нашего бизнеса. Их можно отнести к классу ERP.

- Есть ли у вашей компании какие-то проблемы с развитием ИТ?

- Глобальных проблем у нас нет. К сложностям можно отнести периодическое обновление версий корпоративных информационных систем, не только собственной, но и сторонней разработки. В новых версиях появляются дополнительные функции, но при этом зачастую кардинально изменяется их интерфейс. Установка такой версии связана с необходимостью преодоления психологических барьеров пользователями, которым приходится работать с непривычным поначалу интерфейсом.

Еще одна сложность вызвана тем, что не всегда правильно бывают просчитаны потребности компании в ИТ-решениях. Иногда запросы от бизнеса поступают в большем объеме, чем мы планировали. Но это, скорее, не проблема, а нормальные обстоятельства операционной деятельности компании, связанные с обеспечением SLA и KPI.

- Недавно в "Фармстандарте" был реализован проект по модернизации системы унифицированных коммуникаций (UC) группы компаний. Почему возникла такая необходимость?

- Я начну с истории этого проекта. "Фармстандарт" был основан в 2003 году. В 2007 году мы вышли на IPO, после чего начался период интенсивного роста компании. В связи с этим неизбежно начал увеличиваться объем звонков и переписки, резко выросла потребность в системах коммуникаций.
Тогда на рынке еще не существовало систем виртуализации и унифицированных коммуникаций. Но в 2010 году мы все-таки вошли в первый в России проект по UC на базе системы AVS, сопряженной с решениями от Microsoft. Это был разрозненный набор базовых решений, которые мы смогли объединить в единое целое и ввести во все корпоративные системы: почту, мессенджер и телефонную сеть. Таким образом, мы полностью ушли от аналоговой телефонии и перешли на цифровой формат.

В 2014 году появились новые технологии, шире стал горизонт общения компании и запросы на способы обмена и передачи информации: онлайн-трансляцию, проведение массовых телемостов. К сожалению, в стране сложилась непростая экономическая ситуация. Но мы с пользой провели время в начале этого периода: детально проанализировали, что изменилось на рынке с точки зрения появления новых решений, подсчитали, во что обходится поддержание существующей системы и сможем ли мы доработать ее функциональность с учетом текущих потребностей.

В итоге в середине 2015 года мы убедились в эффективности одного из решений на базе системы UC от Cisco и было решено перейти на нее. Провели тестовые закупки и инсталляции, в том числе проверили, как этот проект будет интегрироваться с существующей инфраструктурой, как мы будем переходить фактически от трех вендоров к одному, провели конкурсы компаний-интеграторов, проработали план проекта. В результате конкурс на внедрение выиграло ООО "Интакт" (Intact).

- Каковы были бюджет и срок реализации проекта?

- Я не могу назвать цифры бюджета. Но хочу сказать, что переход на новую систему UC оказался в несколько раз эффективнее, чем поддержание существующей системы. Например, если ранее у нас было восемь физических серверов, теперь достаточно одного. При использовании старой системы нам бы потребовался дополнительный штат сотрудников. При переходе на выбранное моновендорное решение от Cisco мы существенно уменьшили нагрузку на техническую поддержку и упростили процесс администрирования. И это при многократном увеличении возможностей и объема системы.

Что касается срока, то к осознанию необходимости начать комплексную проработку накопившихся потребностей, к анализу возможности адаптации к ним прежней системы мы подошли весной 2015 года. До конца прошлого года проводились пилотные испытания различных вариантов и пересчет расходов при использовании старой системы в условиях сложной экономической ситуации в течение трех-пяти лет. Подчеркиваю, что не года, как прежде, а трех-пяти лет.

С сентября по декабрь 2015 года совместно со специалистами из Intact мы прорабатывали спецификации под техническое задание, с декабря по февраль проводилась поставка, с марта по апрель – ​миграция пользователей и изменение их интерфейсов. В масштабах всего холдинга "бесшовный" перевод систем занял всего две недели.

Мы не только сохранили функции, которые были раньше, – ​почту, телефонию, мессенджеры, – ​но и расширили все это до уровня видеоконференций в любом возможном виде – ​как внешних, так и внутренних. Также мы увеличили объем абонентов почти в шесть раз, обеспечили максимально возможную связь со всеми мобильными устройствами компании, чего раньше не было. Была обеспечена интеграция с корпоративной системой ранее не подключенных сегментов производства, которые существовали на другой технологической базе.

Благодаря тому, что теперь в нашем распоряжении есть типовое решение, мы получили гарантированную быструю масштабируемость инфраструктуры унифицированных коммуникаций. Но самое главное, мы обеспечили все потребности бизнеса, которые накопились за последние три года, а также упростили управление системой и сделали более надежной ее эксплуатацию.

- Каковы планы по дальнейшему развитию ИКТ-инфраструктуры "Фармстандарта"?

- На текущий момент все потребности бизнеса с точки зрения функциональности мы удовлетворили. Теперь основная задача – ​обеспечить потребности бизнеса в ее развитии. Возникает больше запросов по масштабированию, управлению и обеспечению гибкости функций. Если говорить о новых технологиях, которых мы ждем для применения, то ИТ-подразделение ГК "Фармстандарт" не видит таких на существующем рынке.