Валерий Кодачигов
19.01.2017

В 2016 г. база пользователей платного ТВ в России выросла на 3,6% до 41,2 млн подписчиков. Об этом рассказала аналитик "ТМТ консалтинга" Елена Крылова.

По предварительным подсчетам "ТМТ консалтинга", впервые более половины новых абонентов платного ТВ в стране подключил "Ростелеком": в 2015 г. его доля в приросте абонентской базы составляла 35%. В 2016 г. на "Ростелеком" действительно впервые пришлась половина прироста числа абонентов платного ТВ, соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По словам Крыловой, по темпам роста "Ростелеком" также на первом месте – за год его абонентская база в сегменте платного ТВ выросла на 8,8% до 9,4 млн подписчиков. "Ростелеком" – единственный российский оператор платного ТВ, который в абсолютном выражении в 2016 г. подключил больше абонентов, чем в позапрошлом, подчеркивает она. По данным "ТМТ консалтинга", второй по темпам роста оператор платного ТВ – "Эр-телеком холдинг". В 2016 г. база его телезрителей выросла на 6,4% почти до 3 млн, утверждает Крылова.

По предварительным данным "ТМТ консалтинга", "Ростелеком" по итогам 2016 г. занимает второе место по количеству абонентов платного ТВ в России. На первом – Национальная спутниковая компания ("Триколор ТВ"), у которой немногим более 12 млн подписчиков.

Впечатляющие результаты "Ростелекома" Крылова объясняет программой ликвидации цифрового неравенства, которую сейчас реализует компания. Согласно 10-летнему контракту "Ростелекома" на 168 млрд руб., заключенному с государством в 2013 г., оператор должен организовать в населенных пунктах, где установлены таксофоны и проживает 250–500 человек, доступ в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с. По программе устранения цифрового неравенства "Ростелеком" должен построить 200 000 км оптических линий связи, дотянув их почти до 14 000 населенных пунктов, говорил ранее его представитель.

Благодаря этой программе "Ростелеком" – чуть ли не единственный оператор, не просто строивший сети в 2016 г., но и строивший их там, где никаких других сетей в принципе нет, отмечает Крылова. Зрителям в малонаселенных и удаленных районах доступно также спутниковое ТВ, но комплект для его приема стоит несколько тысяч рублей, а приставки для приема интернет-ТВ (IPTV) можно арендовать значительно дешевле, цена аренды включается в ежемесячный платеж за услуги ТВ, объясняет она.

Кусков также говорит, что "Ростелекому" помогли удачно реализованная программа строительства в крупных городах оптоволоконных сетей GPON и одна из лучших в России платформ для оказания интерактивных телевизионных услуг.

Телефикация "Ростелекомом" регионов привела к изменению динамики развития российского рынка платного ТВ, считает Крылова. По ее словам, в 2016 г. прирост базы пользователей IPTV составил 18,6%, отток пользователей кабельного ТВ – 0,4%, а некогда самый быстрорастущий в России сегмент спутникового ТВ прибавил только 2,9%.

 "Ростелеком" – сильный участник рынка платного ТВ не только в регионах, но и в Москве: оператор активно работает как в сегменте социального ТВ, коллективных антенн, так и на рынке цифрового ТВ, отмечает гендиректор "Искрателекома" Алхас Мирзабеков. "Ростелеком" активно осваивает новостройки, говорит он. IPTV увеличивает средний ежемесячный счет (ARPU) подписчика широкополосного доступа (ШПД) примерно на 30%, рассказывает Мирзабеков. Он прогнозирует рост спроса на платное ТВ в 2017 г. и объясняет его активной заменой старых телевизоров на новые и ростом спроса их покупателей на разнообразный и качественный контент.

Представитель "Ростелекома" Валерий Костарев называет драйвером роста базы пользователей услугу "Интерактивное ТВ": число ее пользователей за год выросло на 28%. Этот рост напрямую связан с ростом количества пользователей ШПД, подключенных по оптическим сетям, считает он.

Заместитель гендиректора "Ориона" Мария Жилина не связывает относительно низкие темпы роста числа абонентов спутниковых операторов с экспансией "Ростелекома". Проникновение платного телевидения в России превысило 70%, что вполне соответствует уровню развитых стран, и, по сути, делает бессмысленными дальнейшие инвестиции в наращивание абонентских баз: операторы сосредоточатся на их монетизации, передала она "Ведомостям".