Ричард ван Вагенинген: "Для нефтегазовых предприятий во всем мире вопросы повышения эффективности производства и оптимизации управления персоналом стали намного важнее, чем раньше"
09.02.2017

В условиях экономического кризиса предприятия разных отраслей задумываются об оптимизации управления активами. Как в этом помогают технологии Интернета вещей, корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину рассказал руководитель направления международных продаж, генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ (ООО "Эквант") Ричард ван Вагенинген.

- Как ваша компания чувствует себя во время экономического кризиса?

- Кризис помог осуществить то, что мы не смогли бы сделать без него. В 2016 году мы переехали в новый объединенный офис в Москве. Также мы переехали в новые офисы в Хабаровске и Нижнем Новгороде, получив в каждом из этих городов лучшие условия за меньшие деньги.

Кроме того, мы успели перевести все валютные расходы в рублевые, что дало нашей компании возможность не бояться скачков курса валют.

В кризис, если у компании есть деньги, желающих их получить на рынке очень много. В результате возникает очень большая конкуренция между поставщиками. Но это для нас не так страшно, поскольку Orange Business Services не просто оператор или интегратор, а интегратор, обладающий собственной сетью связи в России. Так что у нас уникальная позиция на рынке.

Плюс к этому у нашей компании обозначен четкий фокус на работе с крупными заказчиками, и за два с половиной года кризиса мы ни одного крупного клиента не потеряли.

- В начале 2016 года вы заключили контракт с дата-центром IXcellerate с целью расширения возможности предоставления клиентам облачных сервисов. Каковы результаты вашего сотрудничества?

- К сожалению, пока не могу озвучить конкретные показатели, но я очень доволен этим сотрудничеством. Мы планируем его расширить и обсуждать новые проекты.

- Одной из основных тенденций как для представителей ИКТ-рынка, так и для предприятий различных отраслей экономики является "Индустрия 4.0". Что означает данный термин для компании Orange Business Services?

- "Индустрия 4.0" – ​это продвижение инновационных телекоммуникационных технологий на предприятиях. Как это будет выглядеть для каждой конкретной отрасли, пока сказать сложно. Но в основе подхода "Индустрия 4.0" точно будет лежать Интернет вещей (IoT) во всех его проявлениях.

В конечном счете инновационный подход повлияет не только на предприятия, которые будут его применять, но и на каждого человека, потребляющего продукты их производства. Например, нефтяная компания, которая добывает нефть в Сибири, перейдет на "Индустрию 4.0". В результате это так или иначе ощутят все, кто пользуется ее бензозаправками по всей стране.

- Одной из проблем развития промышленного Интернета вещей (IIoT) представители рынка называют отсутствие единых стандартов. Что лучше для рынка, по вашему мнению, – ​универсальные стандарты или их многообразие?

- У обоих подходов есть свои плюсы и минусы. Приведу несколько примеров. Когда-то существовало три стандарта записи видеокассет: VHS, Betamax и Video 2000. Это было не очень удобно. В итоге победил формат VHS, хотя он и не был самым лучшим с технической точки зрения. Но если взять современные устройства, сочетающие в себе много технологий и стандартов, например смартфоны, то в них используются три основные операционные системы: Android, iOS и Windows Mobile. Пользователи как-то страдают от этого? Нет, они запросто могут общаться друг с другом с разных устройств. Так что нельзя однозначно сказать, что различные стандарты – ​это плохо.

Очевидный плюс создания единого стандарта заключается в том, что решения на его базе должны быть дешевле, так как разным разработчикам не нужно будет тратить время и силы на обеспечение совместимости. Также для вендоров это проще с технической точки зрения, ведь не нужно будет создавать решения с нуля, а можно будет воспользоваться существующими наработками.

В то же время любые проекты IoT подразумевают большие масштабы, для которых использование различных стандартов не столь критично. Один крупный клиент может обеспечить проект на подключение 20 тыс. объектов. И с точки зрения разработчика будет оправдано создание для такой компании персонального стандарта и решения на его базе. Для примера: Orange Business Services уже управляет более чем 10 млн объектов заказчиков по всему миру.
Как видите, у нас очень большой опыт в этом направлении. IoT является одним из основных пунктов стратегии развития нашей компании до 2020 года.

- Существует ли разница в подходах к внедрению инноваций на промышленных предприятиях в России и зарубежных странах?

- Я много путешествую и перед стартом проекта всегда стараюсь попасть на производство клиента, чтобы своими глазами увидеть, какие именно задачи необходимо решить.

Среди российских компаний есть более осторожные, которые опасаются быстро внедрять инновации, не заручившись положительным опытом коллег. Но есть и передовые предприятия, которые с радостью применяют новые технологии и подходы.

Недавно я посетил один завод в Челябинске. Для понимания масштаба производства скажу, что площадь одного холла там составляет примерно три футбольных поля. За полтора часа пребывания на заводе я видел только пять человек. И это на уникальном в мировом масштабе производстве, поставляющем продукцию для всего мира. Это говорит о высочайшем уровне автоматизации и инновационности.

В целом, даже если какие-то российские предприятия еще не встали на путь инноваций, такое желание есть у всех. Некоторым из них мешают различные ограничения экономического или социального характера. При внедрении автоматизации на заводе неизбежно должно произойти сокращение большого количества сотрудников. Насколько это правильно – ​этический вопрос, на который очень сложно ответить.

Что качается западных стран, нужно понимать, что там многие крупные компании вынесли производство на аутсорсинг в Китай, поэтому и уровень инновационности промышленных предприятий в Европе или США оценить сложнее. Тем более что в разных странах ситуация отличается. Например, в Италии очень сильны культурные традиции и ценится ручная работа мастеров, поэтому некоторые предприятия сознательно отказываются от внедрения глобальных инноваций. А в Финляндии ситуация диаметрально противоположная. Так что обобщать очень сложно.

- Какие ИКТ-решения для цифровой трансформации бизнеса наиболее востребованы предприятиями нефтегазовой отрасли? Что может предложить им компания Orange Business Services?

- Среди наших клиентов как в России, так и по всему миру есть компании нефтегазовой отрасли. Для предприятий данного сектора экономики внедрение инноваций – ​насущная необходимость. Причин этого несколько. Прежде всего, падение цен на нефть. Если три года назад затраты нефтегазовой компании на ИКТ составляли около 2 % производственных затрат, то с уменьшением доходов 2 % превращаются в 5‑10 %. Это заставляет руководство думать о том, как уменьшить такие расходы, но увеличить эффективность компании в целом.

Именно для нефтегазовых предприятий во всем мире вопросы повышения эффективности производства и оптимизации управления персоналом стали намного важнее, чем раньше.

Также остро стоят вопросы безопасности – ​информационной, физической и экологической. Штрафы за несоблюдение нефтегазовыми компаниями экологических норм очень высоки. Поэтому, условно говоря, экономить $5 млн на внедрении решения, которое убережет от штрафа в миллиарды долларов, неразумно.

Все более востребованы в последнее время решения IoT для управления активами компании. Одной из очевидных возможностей их применения является оптимизация расходов на транспорт. В этом случае IoT позволяет обеспечить контроль над соблюдением требований по безопасности водителей и груза, над техническим состоянием транспортных средств, оптимизацию логистики. После того как мы внедрили такое решение в своей компании, расходы на транспорт уменьшились на 70 %. Теперь представьте эффект, которого могут достичь нефтедобывающие предприятия, учитывая, что транспортный вопрос стоит перед ними гораздо острее. И это только одно направление для повышения эффективности, а ведь у нефтяников кроме транспорта есть множество других активов.

Россия – ​самая большая страна в мире. Добывающим компаниям необходимо обеспечить связь даже с самыми удаленными объектами: месторождениями, как сухопутными, так и морскими, транспортными объектами, региональными и головным офисами. У Orange Business Services есть решения собственной разработки, позволяющие решить эту проблему. Так, система Maritime VSAT позволяет эффективно обеспечивать связью судно, которое находится в пути, – ​например, танкер, перевозящий нефть. У нас есть подобные VSAT-решения и для применения на удаленных наземных объектах.

- Каковы планы по развитию компании на следующий год? Какие проекты планируете запустить? На каких направлениях приложите больше усилий?

- Основное внимание мы сосредоточим именно на IoT, облачных решениях, рабочих местах будущего, что включает в себя решения для унифицированных коммуникаций, ВКС, на решениях по безопасности, управлении мобильностью на предприятии (EMM-, MDM-решения), разработке приложений. Еще одно важное для нас направление – ​программно определяемые сети (SDN). Непосредственно создавать SDN в России, может быть, еще рано, но мы уже оцениваем такую возможность и ищем потенциальных клиентов.

Я руковожу компанией в течение трех лет, из которых два с половиной года пришлись на кризис, и искренне горжусь всем тем, что делает наша команда, и тем, что возглавляю компанию, где работают такие профессионалы.