Кирилл Седов
09.03.2017

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела дело против "Ростелекома", говорится в сообщении ведомства. Служба подозревает госоператора в навязывании другим операторам невыгодных условий договора.

Поводом для разбирательства стало заявление "Мегафона": оператор обвинял "Ростелеком" в ограничении возможности пропускать трафик между сетями зоновой телефонной связи одной зоны нумерации. "Ростелеком" требовал, чтобы абоненты операторов, присоединенных к "Мегафону", в явной форме отказались от пользования услугами внутризоновой телефонной связи "Ростелекома". В ноябре 2016 г. служба предупредила "Ростелеком", что он должен до 23 декабря 2016 г. исключить это условие из договоров о присоединении с операторами "Атэкс плюс", "Компания СКВ", "Телемир" и "дочкой" "Мегафона" NetByNet. "Ростелеком" это предупреждение проигнорировал, что и стало поводом для возбуждения дела, следует из сообщения ФАС.

"Ростелеком" является крупнейшим зоновым оператором. Минкомсвязи относит его к существенным операторам связи, т. е. таким, которые занимают в регионе более 25% трафика или номерной емкости.

"Ростелеком" злоупотребляет своим доминирующим положением, не позволяя пропускать трафик от присоединенных операторов, считает руководитель практики "Мегафона" по антимонопольному праву и закупкам Дмитрий Абрамов. В связи с этим сам "Мегафон" не может оказывать услуги внутризоновой телефонной связи абонентам присоединенных к нему операторов.

Фактически для пропуска трафика через свои сети "Ростелеком" потребовал от "Мегафона" предоставления письменных отказов от услуг "Ростелекома" со стороны конечных абонентов, говорит партнер юридической компании Orient Partners Александр Карпухин. Из материалов ФАС следует, что "Мегафон" заключил договоры присоединения с местными операторами, воссоздает хронологию событий Карпухин. При этом "Ростелеком" отказался предоставлять свои каналы для пропуска трафика "Мегафона" от указанных операторов, требуя согласия на переход к "Мегафону" всех конечных абонентов таких операторов. Для абонентов оператором остается местная компания. Соответственно, требование "Ростелекома" о предоставлении согласия абонентов существенно усложняет процесс подключения и может быть рассмотрено как избыточное, считает Карпухин.

Большинство абонентов совершают междугородные звонки не часто, поэтому необходимость задокументировать свой отказ от услуг "Ростелекома" действительно может стать серьезным препятствием для перехода к другому оператору, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Возникли ли аналогичные проблемы у МТС и "Вымпелкома", узнать не удалось – представители этих операторов отказались от комментариев.

Если "Ростелеком" будет признан нарушителем, ему может грозить оборотный штраф до 15% от суммы выручки на соответствующем рынке, говорит Карпухин. В 2016 г. услуги по присоединению и пропуску трафика (без учета передачи данных) принесли "Ростелекому" 30,4 млрд руб., или 7,5% от общей выручки, следует из отчета оператора по российским стандартам бухгалтерского учета.