© ComNews
03.04.2017

По данным ComNews Research, с сентября 2015 г. по февраль нынешнего года стоимость среднего набора мобильных услуг в России для частных абонентов снизилась на 10%. Самым выгодным оператором связи по среднему набору мобильных услуг стал Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

ComNews Research опубликовал исследование по стоимости услуг сотовой связи в России для частных и корпоративных клиентов. ComNews Research были проанализированы тарифы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), Tele2 и ООО "Екатеринбург-2000" (бренд "Мотив"). Для анализа стоимости услуг мобильной связи ComNews Research применил адаптированную методологию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основываясь на этой методологии, специалисты ComNews Research разделили частные и корпоративные тарифные планы по корзинам.

Так, тарифные планы для частных клиентов были распределены по трем корзинам: "малая", "средняя" и "дорогая". К "малой корзине" относится набор услуг, который ориентирован на низкий уровень потребления мобильной связи (до 40 звонков в месяц средней продолжительностью менее 1 минуты, популярность предоплатных тарифов без абонентской платы и пакетов включенных минут, ориентация на внутрисетевые звонки, невостребованность мобильного Интернета и низкое потребление сервиса коротких сообщений - до 60 SMS в месяц).  

В "среднюю корзину" попал набор услуг сотовой связи, характеристикой которого является до 100 звонков в месяц средней продолжительностью около 2 минут, использование разнообразных тарифов, в том числе разной формы оплаты, ориентация на внутрисетевые звонки, востребованность сервиса мобильного Интернета на уровне до 1 Гбайта в месяц и потребление сервиса коротких сообщений на уровне до 140 SMS в месяц.

К "дорогой корзине" относится набор услуг, который ориентирован на высокий уровень потребления мобильной связи (до 300 звонков в месяц средней продолжительностью 2 минуты, использование в основном тарифов с кредитной формой оплаты, а также с пакетами включенных услуг, ориентация на мобильные звонки по всем направлениям, востребованность сервиса мобильного Интернета на уровне до 3 Гбайт в месяц и потребление сервиса коротких сообщений на уровне до 225 SMS в месяц).   

По данным ComNews Research, с сентября 2015 г. по февраль этого года средняя стоимость по России "малой корзины" повысилась на 13,5% (c 111 руб. до 126 руб.). Самым выгодным оператором в категории "малая корзина" стал "Мотив" (100 руб. - эта стоимость набора мобильных услуг за отчетный период не изменилась у компании). Следом идет МТС - 108,2 руб. (рост на 1%). На третьем месте расположился Tele2 (120 руб.). Причем, по данным ComNews Research, стоимость набора мобильных услуг Tele2 в данной категории в начале этого года по сравнению с 2015 г. выросла на 62,2%, что позволило МТС обойти Tele2 впервые за прошедшие семь лет.

Четвертое место в категории "малая корзина" занял "МегаФон". За отчетный период стоимость набора мобильных услуг оператора по РФ увеличилась на 6,9%, до 125,1 руб. Замыкает пятерку "ВымпелКом" - 162 руб. (рост на 24,1%).

Согласно исследованию ComNews Research, средняя стоимость по России "средней корзины" с сентября 2015 г. по февраль этого года снизилась на 10% (c 300 руб. до 270 руб.). Самым выгодным оператором связи в категории "средняя корзина" стал Tele2. Стоимость набора мобильных услуг компании в этой категории за отчетный период снизилась на 0,5% и составила 199 руб. У МТС стоимость набора мобильных услуг по данной корзине снизилась на 10%, до 270 руб., что позволило компании занять второе место. Следом идет "ВымпелКом" - 300 руб. (за отчетный период стоимость набора мобильных услуг компании не изменилась). На четвертом месте расположился "МегаФон" - 300 руб. (рост на 19,5%). Пятое место занял "Мотив" - 325 руб. (рост на 8,3%).

С сентября 2015 г. по февраль этого года средняя стоимость по России "дорогой корзины" повысилась на 6,6% (с 356 руб. до 379,5 руб.). Лидером в категории "дорогая корзина" стал "Мотив". Стоимость набора мобильных услуг компании в этой категории за отчетный период выросла на 8,3%, до 325 руб. Следом идет Tele2 - 330 руб. (рост на 5,4%). Затем следует "ВымпелКом" - 379,5 руб. (рост на 19,3%). На четвертом месте расположился "МегаФон" - 416,43 руб. (рост на 1,8%). Пятое место в категории "дорогая корзина" заняла МТС. Стоимость набора мобильных услуг МТС в этой категории увеличилась на 20,6% и составила 429,5 руб.

"В соответствии с интегральным индексом, рассчитанным ComNews Research, на начало февраля 2017 г. самыми дорогими в России по стоимости услуг сотовой связи стали Чукотский АО, Магаданская область и Камчатский край. Наиболее выгодная сотовая связь была в Самарской, Иркутской и Челябинской областях", - говорится в исследовании ComNews Research.

Тарифные планы для корпоративных клиентов были разделены ComNews Research по семи корзинам: "безлимит", "стандарт", "телеметрия", "универсал", SOHO (частный бизнес), SMB (средний бизнес) и LE (крупный бизнес). Три последние корзины были сформированы на базе первых четырех и служат для оценки уровня расходов уже не отдельных пользователей, а предприятий разного масштаба.

Согласно исследованию ComNews Research, "корзина безлимит" соответствует уровню потребления услуг сотовой связи руководителями компании. Ее основными характеристиками являются до 900 звонков в месяц средней продолжительностью 2 минуты, явное преобладание внутрисетевых звонков, доля которых составляет 56%, потребление сервиса мобильного Интернета - до 5 Гбайт в месяц и использование сервиса коротких сообщений - до 350 SMS в месяц.

"Корзина универсал" соответствует уровню потребления услуг сотовой связи менеджерами среднего звена. Ее основными характеристиками являются до 300 звонков в месяц средней продолжительностью менее 2 минут каждый, нет явной ориентации на какое-либо направление вызовов, хотя внутрисетевые звонки преобладают - 47%, потребление сервиса мобильного Интернета - до 3 Гбайт в месяц и использование сервиса коротких сообщений - до 225 SMS в месяц.

"Корзина стандарт" соответствует уровню потребления услуг сотовой связи обычными сотрудниками бэк-офиса. Ее основными характеристиками являются до 225 звонков в месяц средней продолжительностью менее 2 минут каждый, явная ориентация на внутрисетевые звонки, доля которых составляет 53%, потребление сервиса мобильного Интернета - до 1 Гбайт в месяц и использование сервиса коротких сообщений - до 100 SMS в месяц.

"Корзина телеметрия" соответствует потребностям контроля за автосредствами и сотрудниками на выезде, а также приложений M2M. "Ее основными характеристиками являются отсутствие голосового сервиса, потребление сервиса мобильного Интернета - до 100 Мбайт в месяц, потребление сервиса коротких сообщений - до 30 SMS в месяц", - указывается в исследовании ComNews Research.

По данным ComNews Research, в среднем по стране стоимость "корзины безлимит" на ноябрь 2016 г. составила 542 руб. Первое место в категории "корзина безлимит" занял "МегаФон" - 442 руб., второе - Tele2 (500 руб.), третье - "ВымпелКом" (542 руб.). На четвертом и пятом местах расположились МТС (750 руб.) и "Мотив" (950 руб.) соответственно.

Средняя стоимость "корзины универсал" на ноябрь 2016 г. составила 250 руб. Первое место в этой категории досталось Tele2 (230 руб.), второе - МТС (250 руб.). Третье место занял "ВымпелКом" (250 руб.), четвертое - "МегаФон" (250 руб.) и пятое - "Мотив" (356 руб.).

Средняя стоимость "корзины стандарт" на ноябрь 2016 г. составила 250 руб. По данным ComNews Research, лидером в категории "корзина стандарт" стал Tele2 (230 руб.).  Второе, третье и четвертое места заняли "МегаФон", "ВымпелКом" и МТС соответственно (стоимость услуг в этой категории у каждого из этих операторов составила 250 руб.). Пятое место занял "Мотив" - 290 руб.

Средняя стоимость "корзины телеметрия" на ноябрь 2016 г. составила 126 руб. Первое место в этой категории занял Tele2 (115 руб.), второе - "ВымпелКом" (126 руб.), третье - МТС (130 руб.), четвертое - "МегаФон" (160 руб.) и пятое - "Мотив" (446 руб.).

Средняя стоимость "корзины SOHO" на ноябрь 2016 г. составила 2,6 тыс. руб. Средняя стоимость "корзины SMB" составила 22,7 тыс. руб. Средняя стоимость "корзины LE" составила 112,1 тыс. руб. Согласно исследованию ComNews Research, в этих трех категориях Tele2 стал лидером. Дорогой набор мобильных услуг в этих категориях оказался у компании "Мотив".

"Мы согласны с исследованием ComNews Research, - ответила ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина. - В рамках новой бизнес-стратегии Tele2 вышел за рамки дискаунтера. Оператор сохраняет низкие цены и дополняет их высоким качеством связи, мобильного Интернета и новыми удобными и полезными услугами в самых различных сферах человеческой жизни. В новых подключениях мы видим растущую популярность "средних" пакетных тарифов с хорошим соотношением цены и наполнения, которые удовлетворяют потребности большинства обычных пользователей".

"Измерение средних показателей по стране в сочетании с усредненными наборами услуг не отражает ни реальную стоимость, ни объем сервисов конкретных операторов в конкретных регионах. Подобные "традиционные" исследования дезинформируют абонентов и, на наш взгляд, могут стать поводом для расследования таких организаций, как "Общественная потребительская инициатива", - сказал корреспонденту ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.

Как заметил в беседе с ComNews представитель пресс-службы "МегаФона", в условиях, когда каждый второй абонент на рынке пользуется пакетными тарифами и доля таких тарифов быстро растет, методика этого исследования выглядит архаичной. "Считать отдельно минуты, SMS и килобайты, конечно, можно, только это не имеет практического смысла. Также исследователи, видимо, не очень понимают современные реалии, включая в "большую корзину" всего 3 Гбайт трафика. На самом деле сегодня на рынке 4-5 Гбайт - это средний уровень, а объемы, близкие к активному использованию Интернета, - это порядка 8-10 Гбайт", - добавил представитель пресс-службы "МегаФона".

По словам представителя пресс-службы "ВымпелКома", данные, приведенные в исследовании ComNews Research, совершенно не соответствуют действительности. Он отметил, что телеком на сегодня является одной из немногих индустрий, где цены только падают, а не растут. "По итогам IV квартала прошлого года стоимость голосовых услуг связи "ВымпелКома" снизилась более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. При этом продолжает расти популярность пакетных тарифов компании, которые являются наиболее оптимальными по соотношению цена-качество. В целом благодаря доступной стоимости услуг по итогам IV квартала прошлого года потребление голоса в расчете на абонента выросло на 4,5%, а мобильного Интернета - на 29,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.", - резюмировал представитель пресс-службы "ВымпелКома".

"Если говорить о месте нашей компании в исследовании ComNews Research, хотелось бы отметить некоторую необъективность оценки. Не совсем корректно сравнивать федеральных операторов и регионального оператора "Мотив". В первом случае авторы исследования высчитывали "медиану" в 85 регионах РФ, во втором - всего в четырех. Вследствие чего нельзя считать эти результаты сравнимыми", - заметила директор по маркетингу и продажам компании "Мотив" Екатерина Хворостова.

Она отметила, что доступные цены - это конек компании "Мотив". По ее словам, компания постоянно пересматривает тарифы для абонентов, делает их еще выгоднее. "Что касается корпоративных клиентов, здесь мы делаем ставку на индивидуальный подход. Выясняем, какой продукт нужен тому или иному бизнесу, и адаптируем тариф под нужды конкретного клиента или даже разрабатываем новый. Мы дорабатываем не только тарифы, но и техническую базу: как-то раз, например, мы установили базовую станцию всего за один день. В отличие от "федералов" мы более гибкие и можем себе это позволить. В этом году мы будем пересматривать и линейку массовых продуктов для корпоративных клиентов. Естественно, в пользу наших абонентов", - заключила Екатерина Хворостова.