Валерий Кодачигов
10.04.2017

В феврале 2017 г. в России через интернет был продан каждый десятый смартфон, следует из материалов компании – партнера нескольких сотовых ритейлеров. Эти данные подтвердил человек в компании – партнере нескольких производителей, а также представитель МТС Дмитрий Солодовников. За год (февраль 2016 г. – февраль 2017 г.) доля онлайн-продаж в общих продажах смартфонов в России практически не менялась, свидетельствует отчет, с которым ознакомились "Ведомости". Доля же интернет-магазинов в выручке от продаж смартфонов в России за это время колебалась (в зависимости от месяца) в диапазоне от 11 до 14%.

Крупные интернет-магазины и интернет-каналы крупных розничных сетей действительно занимают около 10% в общих продажах смартфонов в России, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Однако эта доля растет крайне медленно, согласен он. Но если прибавить к этому онлайн-продажи небольших региональных магазинов и смартфоны, купленные в зарубежных интернет-магазинах, то доля онлайн-продаж в общих продажах смартфонов может составлять до 18%, считает Муртазин.

Доля интернет-канала в продажах смартфонов "М.видео" выше, чем в среднем по рынку, – в феврале она составляла 14–15%, утверждает представитель этой розничной сети Валерия Андреева. Она объясняет это схемой продаж, когда покупатели, заказав устройства через интернет, могут забрать их в магазинах, перед этим протестировав.

В январе – феврале 2017 г. покупатели "Связного" приобрели 15% смартфонов в интернет-магазине компании – это значительно выше, чем в среднем по рынку, утверждает его представитель Сергей Тихонов.

При этом доли различных брендов в онлайн-продажах смартфонов зачастую сильно отличаются от долей, занимаемых в обычной рознице, следует из материалов компании – партнера нескольких ритейлеров. Например, если доля смартфонов Samsung в традиционной рознице в феврале 2017 г. составила 25%, то в интернет-магазинах только 17%. Доля Apple в физической рознице за тот же период составляла 10%, а в интернет-продажах – 15%. На китайский Huawei (с суббрендом Honor) приходится 8% продаж смартфонов в салонах связи, тогда как в интернете его доля на 3 п. п. выше.

Источник, близкий к компании – партнеру нескольких производителей электроники, подтвердил эти расчеты. Подтверждает их и Солодовников.

По словам Муртазина, единой причины того, почему одни бренды смартфонов лучше продаются в интернете, а другие хуже, нет. У Samsung, к примеру, сильная фирменная розница, его аппараты активно продвигает крупнейшая в России розничная сеть – МТС, говорит Муртазин. У Apple смартфоны хорошо продаются через ее собственный интернет-магазин, а Huawei активно практикует распродажи в интернете, отмечает он.

Доля Apple в онлайн-продажах выше, чем продаж смартфонов через традиционную розницу, поскольку рассматривать и примериваться к iPhone перед покупкой, в общем, не нужно: покупатель, как правило, берет его не впервые и, соответственно, и так все знает об этом аппарате, говорит сотрудник одного из ритейлеров. Часть моделей Huawei вообще продается только в интернете, отмечает он. А политика Xiaomi, к примеру, – именно в продвижении своих устройств через интернет: ее промокампании рассчитаны на активных пользователей, утверждает этот человек.

В интернете покупают чаще те товары, которые не надо сравнивать и выбирать: поэтому доля продаж Apple гораздо выше в онлайне, так как клиенты покупают заранее понятный им товар, согласен исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин. Все прекрасно знают, как выглядит iPhone, и его характеристики и нет нужды ходить в магазин и рассматривать его, замечает Солодовников. Представитель Apple отказался от комментариев.

Бренд Honor во всем мире ориентирован на онлайн-продажи – такой же стратегии Huawei придерживается и в России, говорит директор по маркетингу Huawei Consumer Business Group Мария Данилина. Кроме того, уже два года в России работает интернет-магазин Huawei, отмечает она. По словам Данилиной, для многих оказалась важной возможность купить устройства непосредственно у производителя.

Samsung традиционно самый представленный бренд в рознице, идет развитие собственной сети фирменных магазинов, перечисляет его представитель Наталья Малева. С 2016 г. Samsung в России последовательно расширяет онлайн-продажи.