Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 20.07.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.87 EUR 70.79
20 июля 2019 года, Сб
Вячеслав Домбровский-Сыроватский: "Пользователи Lunas.TV-1 получают альтернативную возможность просмотра общедоступных эфирных каналов"

Преемники Попова

17.04.2017
Вячеслав Домбровский-Сыроватский: "Пользователи Lunas.TV-1 получают альтернативную возможность просмотра общедоступных эфирных каналов"
Вячеслав Домбровский-Сыроватский: "Пользователи Lunas.TV-1 получают альтернативную возможность просмотра общедоступных эфирных каналов"

О том, как компания прошла путь от производства электроакустического оборудования до телевизионных приставок, и о нестандартных способах привлечения средств на развитие новых направлений редактору "Стандарта" Ксении Прудникововй рассказал генеральный директор ООО НПП "ЭЛАТ" Вячеслав Домбровский-Сыроватский.

- С момента создания НПП "ЭЛАТ" специализировалось на производстве электроакустического оборудования. Но в 2014 году, после того как вы возглавили компанию, началось освоение новых направлений деятельности. Чем был обусловлен их выбор?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории компании. Как коммерческая структура она появилась в 1999 году на базе бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института радиовещательного приема и акустики им. А. С. Попова. Это во многом определило нашу первоначальную специализацию – ​производство электроакустического оборудования. Решения НПП "ЭЛАТ" востребованы органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, используются в городских системах оповещения, установлены в московском и петербургском метрополитенах, применяются на горнодобывающих предприятиях. Но со временем выяснилось, что у нашей продукции есть, если можно так выразиться, "недостатки" – ​высокая надежность и долгий срок службы, поэтому потребность в выпуске новых аппаратов с каждым годом снижалась.

Новые направления развития мы выбирали ориентируясь на потребности телекоммуникационной отрасли. В связи с экономическим кризисом в 2014 году начал расти спрос на подержанное и восстановленное телеком-оборудование. У многих небольших провайдеров услуг связи не было средств на приобретение дорогостоящих операторских и абонентских решений. И мы смогли прийти к ним на помощь. К нам обратились представители одного из петербургских операторов, с просьбой восстановить на нашем производстве некоторый объем оборудования. Мы выполнили заказ и поняли, что готовы работать на этом рынке. НПП "ЭЛАТ" принимает от операторов коммутаторы, маршрутизаторы, сервера, голосовые шлюзы, ремонтирует их и возвращает на рынок по доступным ценам. Также мы скупаем абонентские устройства, восстанавливаем их комплектацию и внешний вид, обновляем прошивку и продаем небольшим операторам. Эта услуга востребована, потому что не все провайдеры имеют возможность закупать, например, новые роутеры, которые достаются абонентам при подключении услуг практически бесплатно. При восстановлении оборудования мы применяем подход PPAP (Production Part Approval Process), позволяющий гарантировать качество используемых компонентов и как следствие – ​сокращать время ремонта и долю брака до минимума. В результате развития данного направления мы увеличили штат сотрудников, занятых производством и ремонтом оборудования, до 42 человек.

Так мы вышли в новую отрасль, и по итогам 2016 года 20 % выручки НПП "ЭЛАТ" приходится на электроакустическое оборудование, а оставшиеся 80 % – ​на телекоммуникационное.

- Также в 2014 году компания разработала систему безопасности для объектов Олимпиады в Сочи. Продолжаете ли вы реализовывать проекты для крупных спортивных мероприятий? Где еще системы безопасности НПП "ЭЛАТ" нашли применение?

- При подготовке инфраструктуры к сочинской Олимпиаде мы выступали в качестве субподрядчика, не являясь прямым поставщиком решений на объекты ГК "Олимпстрой". НПП "ЭЛАТ" поставляло оборудование для систем обеспечения безопасности на дорогах (проект "Автодора") и железнодорожных вокзалах. Это был непростой и масштабный проект, в ходе реализации которого мы приобрели ценный опыт. Если возникнет потребность в нашем участии в аналогичных проектах, мы готовы.

Системы НПП "ЭЛАТ" используют многие государственные заказчики, список которых расширяется. К примеру, мы стали поставщиками систем оповещения и безопасности на Московской кольцевой железной дороге (Московское центральное кольцо).

В 2016 году НПП "ЭЛАТ" начало осваивать телевещательный рынок, зарегистрировав компанию "ЭЛАТ Мобильные устройства" и представив портативное устройство Lunas.TV-1. Расскажите подробнее о данном направлении бизнеса.

Мы начали осваивать его летом прошлого года и на начальном этапе столкнулись с тем, что рынок не верит в успех мобильных устройств для приема цифрового эфирного ТВ. При этом в магазинах электроники США и Европы представлено 10-20 моделей подобных решений. Уникальность разработки НПП "ЭЛАТ" в том, что она принимает сигнал в формате DVB-T2.

Lunas.TV-1 позволяет смотреть 20 каналов первого и второго мультиплексов, а также слушать три радиостанции в любой точке России и странах СНГ. Устройство принимает сигнал эфирного цифрового ТВ с ближайшей к пользователю телевышки и передает его на несколько мобильных устройств (до пяти единиц) одновременно, являясь по сути Wi-Fi-трансмиттером. Пользователю необходимо установить соединение с Интернетом один раз, чтобы скачать приложение на смартфон или планшет, для дальнейшего использования онлайн-подключение не нужно. Съемный аккумулятор емкостью 1000 мАч обеспечивает до четырех часов телепросмотра. Единожды заплатив за устройство 3,5 тыс. руб., пользователю не нужно оплачивать подключение или вносить абонентскую плату за просмотр эфирного ТВ в цифровом качестве.

Можно сказать, что нашими единственными конкурентами в данном сегменте являются сотовые операторы. Но сетями 4G/LTE, позволяющими принимать видео на мобильные устройства, покрыто около 10-15 % территории России, а инфраструктурой DVB-T2 – ​более 90 % страны.

- Для развития Lunas.TV-1 компания запустила краудфандинговую платформу. Почему вы выбрали данную стратегию привлечения инвестиций, и насколько она себя оправдала?

- Мы пробовали разные способы поиска инвестиций: выходили с нашим проектом на биржи стартапов, получали высокие оценки профессионального жюри и даже побеждали в различных конкурсах, но "живых" денег так и не увидели. Отчасти это объяснялось тем, что нам нужно слишком мало средств (около 8 млн руб.), чтобы проект заинтересовал крупных инвесторов. Также мы увидели, что бизнес не верит в будущее эфирного ТВ в России.

Переубеждать кого-либо в планы НПП "ЭЛАТ" не входило, и мы пошли другим путем: собрали предзаказы и произвели на полученные средства первую партию в 500 устройств. Но и этот способ себя не оправдал, поскольку большинство наших заказчиков – ​небольшие региональные дилеры электронной техники, которые не имеют возможность "замораживать" средства (пусть даже небольшие) на срок, необходимый для изготовления и доставки Lunas.TV-1. При этом те, кто получил устройства из первой партии, стали нашими адептами и готовы с удовольствием закупать их после запуска серийного производства.

Не найдя прямых инвестиций, с января 2017 года компания решила применить метод краудфандинга. Нам необходимо собрать 2 тыс. заказов, и при текущем темпе поступления заявок, уже в конце февраля мы планируем возобновить сборку устройств. В целом же наши производственные мощности готовы к выпуску 5-6 тыс. единиц в месяц.

Сложность с началом серийного выпуска Lunas.TV-1 заключается также в том, что НПП "ЭЛАТ" применяет иностранные комплектующие. В частности, чипы малых размеров с низким энергопотреблением, которые в России в принципе не делают. Мы нашли подходящего производителя в Китае. Но нам выгодно закупать партии от 2 тыс. единиц, оплата и доставка меньшего количества чипов существенно повышает стоимость одной приставки.

- На кого рассчитано устройство? Каков его потенциал на российском и мировом рынках?

- Пользователи Lunas.TV-1 получают альтернативную возможность просмотра общедоступных эфирных каналов. Мы предполагаем, что устройство будет популярно среди туристов, дачников, водителей транспортных средств, пациентов медицинских учреждений. Потенциальную абонентскую базу в России мы оцениваем в 2 млн человек.

Что касается зарубежных рынков, то как сертифицированный российский производитель НПП "ЭЛАТ" может продавать продукцию на территории Таможенного союза. Также потенциал у Lunas.TV-1 есть на рынках тех стран, где вещание осуществляется в формате DVB-T2. Например, интерес к решению проявили представители ряда стран Средней Азии.

- Какова модель продвижения Lunas.TV-1? И каковы дальнейшие планы развития продукта?

- Мы создаем дилерскую сеть в партнерстве с региональными компаниями, занимающимися продажами электроники, установкой антенн, монтажом оборудования для приема цифрового эфирного ТВ. Сейчас нашими партнерами являются около 20 дилеров из Северо-Западного, Центрального и Южного федеральных округов, включая Крым.

На этапе краудфандинга мы также вынуждены заниматься прямыми продажами, но постепенно будем от них отходить. Это не наш бизнес.

Что касается развития Lunas.TV-1, то в будущем НПП "ЭЛАТ" рассматривает возможность предоставления платных сервисов на базе устройства и мобильного приложения: например, услугу отложенного просмотра (catch-up). Кроме того, мы планируем выпускать премиальную модель, оборудованную аккумулятором высокой емкости и картой памяти, позволяющей записывать эфирное видео непосредственно на устройство.

Мы ожидаем, что, после того как посетители нашего стенда на CSTB 2017 увидели Lunas.TV-1 воочию, количество заказов увеличится.

- На выставке НПП "ЭЛАТ" также представило приставку Lunas.TV-IP. В партнерстве с какими компаниями вы развиваете данное направление?

- В нашем продуктовом портфолио представлено несколько моделей IPTV-приставок. Они рассчитаны на небольших региональных операторов, которым для развития бизнеса нужно доступное абонентское оборудование. Мы нашли способ производства бюджетного оконечного устройства на базе процессора Rockchip, которое можем оформлять логотипом заказчика. Посетителей выставки наше предложение заинтересовало, достигнуты договоренности о совместном тестировании.

Партнерами НПП "ЭЛАТ" в данном проекте выступают ООО "Хом-АП.ТВ" и ООО "Автоматические радиоэлектронные системы". Первая компания – ​общероссийский контент-агрегатор. Вторая – ​поставщик платформы IPTVPORTAL, позволяющей использовать системы защиты контента (CAS/DRM) и middleware как облачные сервисы. С этими партнерами у нас схожая идеология: мы работаем с небольшими операторами, предлагая продукты и решения по доступным ценам, и открыты для диалога с заказчиками.

- Каких показателей НПП "ЭЛАТ" достигло в 2016 году? Каковы планы на текущий год?

- По итогам прошлого года чистая прибыль компании выросла более чем на 400 %. Таких результатов удалось добиться за счет выхода в телевизионный сегмент и развития IPTV-направления вместе с нашими партнерами. Разумеется, темпы роста будут снижаться, но мы ожидаем увеличения прибыли еще на 50 % в 2017 году.           

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости