Мария Андреева
© ComNews
05.05.2017

Федеральная налоговая служба (ФНС) сообщила о первых результатах реализации Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который получил в обществе название "налог на Google". Согласно закону, иностранные компании - поставщики электронных услуг должны платить в РФ налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. В ФНС сообщили, что в I квартале 2017 г. иностранные компании, продающие электронные услуги в России, заплатили НДС на общую сумму около 2 млрд руб.

О первых итогах действия "налога на Google" сообщила пресс-служба ФНС. В ведомстве уточнили, что сегодня 111 иностранных компаний поставлены на учет в налоговом органе. По итогам I квартала 2017 г. представлено 92 налоговые декларации по НДС на общую сумму около 2 млрд руб.

"Компаниям, не успевшим представить декларации, будут направлены уведомления о необходимости представления налоговой декларации. Даже если компания не совершала операции на территории России, но состоит на учете в налоговом органе, обязанность представить "нулевые" налоговые декларации для нее сохраняется", - отметили в ФНС.

Кроме того, в ведомстве сообщили, что в настоящее время налоговые органы проводят проверку направленных иностранными компаниями сумм платежей. "В связи с тем, что процедура оплаты сумм налога с зарубежных банковских счетов достаточно сложна и занимает некоторое время, налоговые органы взаимодействуют с иностранными компаниями, платежи от которых еще не поступили", - уточнили представители ФНС.

Напомним, что в начале июля 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который получил в обществе название "налог на Google". Документ вступил в силу с 1 января 2017 г. Он предусматривает обязанность для иностранных компаний - поставщиков электронных услуг платить налог на добавленную стоимость - 18%. Это распространяется на такие типы электронных услуг, как продажи компьютерных программ, игр, электронных книг, баз данных, изображений, музыки, предоставление доступа к поисковым системам в Интернете, регистрация доменов и др. Иностранные организации, оказывающие физлицам в РФ услуги в электронной форме, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах, предварительно подав заявление с соответствующим пакетом документов в течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг.

Закон призван уравнять в правах российские и иностранные компании, работающие на территории России и продающие местным пользователям цифровой контент и услуги.

Как заявлял ранее один из авторов закона депутат Госдумы Андрей Луговой, "налог на Google" будет приносить в российскую казну ежегодно 10 млрд рублей.

При этом ранее эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) отмечали, что принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ" приведет к повышению налоговой нагрузки на отечественные компании, что повлечет перекладывание издержек на потребителей и массовый рост цен на рынке электронных услуг.

В РАЭК также рассказывали, что несмотря на то, что, согласно формулировкам тогда еще законопроекта, НДС распространяется на очень широкий круг товаров и услуг, даже на те, которые не облагаются НДС при текущем законодательстве (контент, хостинг, лицензии ПО, интернет-рекламу, торговые площадки, IaaS, CDN, поисковые сервисы и метапоисковики, online travel agency), экономический эффект представляется явно завышенным. "Большая часть иностранных компаний работают в России через дочерние компании и представительства или партнеров, в том числе международные рекламные сервисы", - высказывали свою официальную позицию в РАЭК.

"2 млрд руб. за I квартал - сумма, которая явно выше моих собственных ожиданий. Налоговая служба на основании вожделенного закона смогла неплохо увеличить налоговые поступления. Уверен, с каждым последующим кварталом будет тенденция увеличения налоговых поступлений от иностранных агентов. Во-первых, не все крупнейшие продавцы еще подключились к системе, во-вторых, в долгосрочной перспективе стоит планировать кратное увеличение зарегистрированных иностранцев за счет привлечения среднего бизнеса. В-третьих, люди переключаются на цифровой контент, увеличивается потребление. С большой долей вероятности, за последующие пять лет средний ежегодный сбор "налога на Google" превысит 10 млрд руб.", - поделился вчера с ComNews директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсений Щельцин.

Как отметил генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин, для ассоциации введение "налога на Google" означает уравнивание условий ведения бизнеса для российских и зарубежных компаний - игроков одного и того же рынка. "Это логично и справедливо, поскольку уравнивает маржинальность сервисов и устраняет неоправданные конкурентные преимущества иностранных сервисов перед российскими", - считает Алексей Бырдин.

По его словам, из зарубежных компаний, зарегистрировавшихся в ФНС, дистрибуцией цифрового медиаконтента в той или иной форме занимаются около 30%. Российских компаний на этом рынке больше. 

Алексей Бырдин отметил, что в настоящий момент в России не наблюдается повышения стоимости цифрового контента. "Российские сервисы свои цены не поднимали, а из зарубежных сервисов кто-то взял налоговую нагрузку на себя, а кто-то переложил на потребителей. Уверен, что для российских пользователей доступность контента осталась на прежнем уровне", - добавил он.

"Если I квартал уже дал около 2 млрд руб., значит, цифра в 10 млрд руб. за полный год вполне достижима. Рынок платного контента в России растет хорошими темпами, и зарубежные игроки тоже растут", - заключил глава ассоциации "Интернет-видео".