Марина Сурыгина: 'Выросло новое поколение зрителей, которое охотно делает покупки онлайн"
18.05.2017

К 2017 году аудитория онлайн-кинотеатра Tvzavr достигла 25 млн уникальных пользователей. Генеральный директор ООО "ТиВиЗавр" Марина Сурыгина рассказала редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой о том, какую роль в развитии компании играют реализация партнерских программ и экспансия на международный рынок, а также о важности рационального регулирования российского рынка онлайн-видео.

- Расскажите об итогах работы кинотеатра Tvzavr в 2016 году.

- Перед тем как перейти к подведению итогов работы прошлого года, хотелось бы сказать несколько слов о компании. Онлайн-кинотеатр был запущен в 2010 году группой российских предпринимателей. На его создание учредители потратили около $15 млн, и это, пожалуй, самый скромный объем инвестиций в подобные сервисы на отечественном рынке. При этом Tvzavr из года в год показывает стабильный рост.

Наша прибыль по итогам прошлого года составила 10 млн руб. Совокупная выручка за 2016 год на 50 % превысила аналогичный показатель 2015 года и достигла 275 млн рублей.

- За счет чего удалось добиться таких результатов? И каковы планы развития компании в 2017 году?

- Мы оптимизировали бизнес-процессы, в частности уменьшили расходы на доставку контента за счет создания и поддержки собственной CDN.

Кроме того, мы эффективно развиваем разные модели предоставления контента. Изначально мы работали только по рекламной модели, демонстрируя при этом опережающие рынок темпы роста выручки от трансляции видеорекламы. В 2016 году объем рынка видеорекламы вырос на 20 %, а доходы Tvzavr в данном сегменте увеличились на 50 %. В конце 2014 года мы начали внедрять платную подписку, так как увидели, что российские зрители привыкают платить за качественный контент.

В текущем году планируем сфокусироваться на развитии платной модели. Tvzavr заинтересован в увеличении базы зарегистрированных платных подписчиков, которым со своей стороны готов предложить разнообразные бонусы: скидки, подарки на день рождения и прочие преимущества. Мы же при оформлении подписки получаем возможность систематизировать данные об абонентах, о том, с каких устройств они нас смотрят, и, исходя из этой информации, развивать бизнес. Библиотека Tvzavr насчитывает около 40 тыс. единиц контента. В 2017 году мы планируем нарастить продажи.

Участие в выставке CSTB дает нам возможность заключить стратегические партнерства с интернет- и спутниковыми операторами для распространения контента, в том числе в формате сверхвысокой четкости.

- Как вы оцениваете текущее состояние и перспективы развития Ultra HD в России?

- Наращивание объемов производства и сбыта Ultra HD-контента – ​один из наших приоритетов. 8 февраля мы подписали соглашение о технологическом сотрудничестве в области 4K с компанией Huawei. Совместными усилиями мы хотим стимулировать правообладателей увеличивать объемы производства контента сверхвысокой четкости, предоставляя операторам техническую возможность для его распространения.

Особенно хотелось бы отметить, что активность отечественных производителей контента сверхвысокой четкости выше, чем у иностранных. С российскими компаниями проще налаживать диалог и договариваться. При наличии спроса и рынка сбыта наши правообладатели готовы выпускать фильмы в 4K.

- В апреле 2016 года вы выпустили приложение "Русское кино", позволяющее смотреть отечественные фильмы в России и за рубежом. На кого рассчитан данный сервис и насколько востребованным он оказался?

- "Русское кино" – ​проект, запущенный под патронажем Министерства культуры РФ и АО "Роскино", цель которого – ​популяризировать отечественное кино в нашей стране и за ее пределами. Бюджет проекта составил $1 млн: это средства для разработки и запуска продукта, а также для расширения прав на контент (на весь мир). Приложение "Русское кино" доступно на мобильных устройствах и в Smart TV. Наиболее широкое распространение оно получило в Германии, Израиле, Прибалтике, США и других странах с высоким процентом проживания русскоязычного населения. Кроме того, нашими подписчиками являются зрители, изучающие русский язык и культуру.

Со временем мы планируем наращивать аудиторию, дублируя фильмы или сопровождая их титрами на иностранных языках. Для полного доступа к библиотеке фильмов можно оформить платную подписку (около $/€4 в месяц), также есть фиксированная плата за просмотр новинок. По состоянию на 2017 год у нас около 2 млн скачиваний приложения на разные устройства. Для продвижения продукта мы сформировали отдел, который отвечает за маркетинг, работает с поставщиками приставок на зарубежные рынки, иностранными интернет-операторами.

Приняв участие в Канском фестивале и выступив официальным партнером Недели нового российского кино в Лос-Анджелесе в прошлом году, мы можем с уверенностью заявить, что интерес к отечественным фильмам в мире велик. Но если даже наши зрители не знают, как легально посмотреть киноновинки, что уж говорить о зарубежных. Мы даем им такую возможность, и наши усилия не остаются незамеченными. В этом году проект "Русское кино" был удостоен специального приза оргкомитета национальной премии "Большая цифра" за вклад в развитие культуры потребления легального русского кино в Рунете и за рубежом.

В 2017 году мы намерены пополнить библиотеку приложения, чтобы максимально расширить охват аудитории, планируем гибко выстраивать ценовую политику, а также принимать платежи в различных национальных валютах, не ограничиваясь рублем, долларом и евро.

- Как вы оцениваете государственные инициативы в области регулирования деятельности онлайн-кинотеатров (ограничение иностранного участия, необходимость регистрироваться в реестре Роскомнадзора, осуществление модерации контента на предмет соблюдения российского законодательства)? Есть ли у Tvzavr возможность взаимодействия с регулятором?

- Наша компания вместе с крупнейшими отечественными онлайн-кинотеатрами входит в Ассоциацию "Интернет-видео", которая создана для налаживания взаимодействия с органами государственной власти, стимулирования оборота легального контента, осуществления антипиратской деятельности. Вместе мы работаем над тем, чтобы законодательство способствовало развитию растущего рынка онлайн-видео, а не тормозило его развитие. Это выгодно в первую очередь самому государству, у которого появляется возможность получать больше налогов с растущих оборотов игроков рынка – ​особенно тех, кто работает по рекламной модели.

Мы защищаем интересы всего рынка. И несмотря на то, что предложение об ограничении доли иностранного участия в интернет-сервисах до 20 % нас напрямую не касается, оно существенно сужает возможности Tvzavr в привлечении инвесторов. Например, для развития проекта "Русское кино". А каких-то игроков, которые вкладывали силы и средства в развитие рынка, данная инициатива может подтолкнуть к продаже бизнеса крупным холдингам, что также не идет на пользу всей отрасли.

- Каков вклад зрительской аудитории в развитие отечественного рынка легального онлайн-видео?

- Мы наблюдаем положительные изменения. Выросло новое поколение зрителей, которое охотно делает покупки онлайн и имеет для этого необходимые инструменты. Осуществлять платежи по карте и со счета мобильного телефона стало удобно и безопасно. Также большой вклад вносит распространение Smart TV: теперь, чтобы посмотреть новинки кинопроката на большом экране, не обязательно идти в кинотеатр, а стоимость одного фильма сопоставима с чашкой кофе. Кроме того, по данным TNS, высок уровень проникновения Smart TV в городах с населением менее 800 тыс. Для данной категории зрителей покупка онлайн-контента – ​зачастую, единственная возможность ознакомиться с новинками проката, рекламу которых они видят по федеральным каналам. По статистике Tvzavr, помимо платных подписчиков из Москвы и Петербурга, у нас большая аудитория в городах Сибирского и Южного регионов России.