Мария Андреева
© ComNews
10.05.2017

Организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) получила ответ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) относительно порядка использования ссылок на различные исследования в рекламе операторов мобильной связи. Ранее ОПИ просила ФАС дать правовую оценку рекламным кампаниям и сформулировать правила использования исследований в рекламе. В ОПИ сетуют на то, что в своем ответе специалисты ФАС не смогли дать четкие формулировки таких правил.

Об этом корреспонденту ComNews рассказал председатель ОПИ Олег Павлов. По его словам, ФАС приняла на себя обязательство как минимум разобраться с конкретными сюжетами, указанными в обращении ОПИ. "Если в течение месяца не получим результатов, обратимся в прокуратуру, которая также осуществляет надзор за соблюдением законодательства", - рассказал Олег Павлов.

Напомним, общественная организация ОПИ обратилась в ФАС в марте текущего года. Поводом для обращения в ведомство стала рекламная кампания ПАО "МегаФон" под общим лозунгом "Мобильный интернет №1 в России".

"ОПИ просила ФАС разъяснить правомерность заявлений оператора о самом быстром Интернете в России с учетом тех обстоятельств, что, согласно исследованию ИАА "Телеком Дэйли", "МегаФон" обеспечивает самую быструю скорость только в шести крупных городах, а согласно официальному исследованию качества связи, проводимому Роскомнадзором, - только в трех городах", - рассказывал Олег Павлов.

В своем обращении к ФАС (есть в распоряжении ComNews) председатель ОПИ отмечал, что юридического лица, в наименовании которого присутствовали бы сочетания "Телеком Дэйли" или "ИАА "Телеком Дэйли", не существует. А юридическое лицо со схожим наименованием - ООО "Дэйли Телеком" прекратило деятельность 12 января 2009 г.

В обращении ОПИ также содержалась просьба оценить схожую практику ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), которое летом 2016 г. в сюжетах на телевидении и наружной рекламе заявляло о наличии у него лучшей связи в Москве и провозглашало себя лидером мобильной связи. Кроме того, аналогичная ситуация у МТС была и с серией рекламных роликов под лозунгом "Самая большая сеть 4G в России". "В обосновании размеров сети 4G оператор ссылался на данные Роскомнадзора за 2015 г., однако реклама транслировалась на телевидении летом прошлого года. При этом установлено, что в 2016 г. лидером по количеству базовых станций LTE являлся "МегаФон", - рассказывал представитель ОПИ.

В связи с этим организация обратилась в ФАС с просьбой дать правовую оценку рекламных кампаний операторов, а также сформулировать общие требования к использованию в рекламе ссылок на различные исследования.

В ОПИ считают, что это позволит защитить потребителей и дать им однозначные ориентиры при выборе товаров и услуг на рынке, где по-прежнему чрезвычайно распространены недобросовестные практики.

ФАС России прислала ответ на просьбу ОПИ (также есть в распоряжении ComNews). В письме ведомство уточнило, что Федеральный закон "О рекламе" не содержит запрета на указание в рекламе ссылок на проведенные исследования, в том числе в рекламе операторов связи.

Представители ведомства также пояснили, что Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О рекламе" предусматривают обязанность хозяйствующего субъекта при использовании сравнительных оборотов, в том числе слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", указывать конкретный критерий оценки, а также источник, на основании которого сделан такой вывод.

При этом, как отметили в ФАС, требований об обязательном указании в рекламе операторов связи полного официального наименования и иных реквизитов юридического лица, которое проводило исследование, а также ссылки на источник публикации исследования в Федеральном законе "О рекламе" и законе "О защите конкуренции", не содержится.

"Поставленные в обращении вопросы о допустимости, корректности и достоверности использования в рекламе операторов связи ссылок на различные исследования носят обобщенный характер, ответы на которые в каждом конкретном случае могут быть получены в рамках возбужденного дела при оценке и исследовании конкретных материалов и доказательств по делу", - ответили ОПИ представители ФАС.

Но так как "Общественная потребительская инициатива" предъявила претензии к достоверности и корректности рекламы "МегаФона" и МТС, в которых указывалось превосходство услуг данных операторов связи над услугами иных операторов, ФАС планировала направить запросы по данной теме двум вышеперечисленным операторам.

Как рассказала корреспонденту ComNews заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина, cоответствующие запросы информации уже были направлены, в настоящее время ведомство ждет представления материалов. "После получения запрошенной информации она будет проанализирована сотрудниками антимонопольного органа", - добавили в ФАС.

Татьяна Никитина напомнила, что "Закон о рекламе" требует, чтобы размещаемая в рекламе информация, в том числе в различных ссылках, была достоверной и соответствовала действительности. "Однако пояснительные ссылки могут касаться различных вопросов, в связи с чем установление каких-либо единых требований к содержанию таких ссылок представляется нецелесообразным", - отметила она.

Говоря о том, нужно ли вводить определенные правила для регулирования порядка использования ссылок на различные исследования в рекламе операторов мобильной связи, руководитель практики по антимонопольному праву и закупкам "МегаФона" Дмитрий Абрамов отметил, что данный вопрос уже урегулирован действующим законодательством, и оно распространяется не только на операторов. "Использование исследований рекламодателями призвано довести до потребителя полную и достоверную информацию о рекламируемом лице или товаре", - добавил он.

"Мы полностью поддерживаем резолюцию ФАС о том, что ссылки на исследования должны быть релевантными - например, относиться к конкретному региону, где они используются в рекламе, - отвечать критериям достоверности и корректности и не вводить потребителей в заблуждение. Tele2 всегда выступал против скрытых условий и мелкого шрифта в рекламе, которые могут существенно изменить условия использования", - резюмировали в пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

Представители ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и МТС комментариев не предоставили.

Напомним, ОПИ начала вести рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи с июня 2016 г. В основе рейтинга недобросовестности лежит анализ допускаемых операторами в рекламе нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи - МТС, "ВымпелКома", "МегаФона" и Tele2.

 

 

 

 

 

 

Статьи по теме