Кирилл Седов
11.05.2017

В начале мая Минкомсвязи направило в Минюст предложения исключить из сферы действия антиколлекторского закона операторов связи. Об этом "Ведомостям" рассказал представитель Минкомсвязи.

Речь идет о законе "О защите физлиц при взыскании", вступившем в силу 1 января 2017 г. Он запрещает информировать должников через sms и голосовые сообщения о сумме и структуре их долга. Закон сформулирован таким образом, что запрет оказался распространен и на работу операторов с абонентами. Но Министерство связи считает, что для операторов связи должно быть сделано исключение. Вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в закон прорабатывается, сообщил представитель Минюста, но деталей не раскрыл.

Операторы не выдают потребительские кредиты и не относятся к коллекторам, аргументирует представитель министерства. По данным Минкомсвязи, средняя задолженность абонента перед оператором составляет лишь около 700 руб., что несопоставимо с размером среднего долга по потребительскому кредиту перед банками (в среднем – 114 000 руб.). Кроме того, в большинстве случаев задолженность не оспаривается абонентами, обращает внимание представитель. Это "бесконфликтная" задолженность – абонент не отрицает наличие задолженности и готов пополнить счет, но привык, что ему от оператора периодически приходят sms-напоминания о возникновении долга, объясняет представитель Минкомсвязи.

Ранее аналогичные аргументы приводил "Ростелеком" – в апреле госоператор направил замминистра Минкомсвязи Дмитрию Алхазову письмо с предложением вывести операторов связи из-под действия закона (с письмом ознакомились "Ведомости"). Закон о защите должников грозит операторам недополучением существенной доли платежей от абонентов и речь идет о потере 4–5 млрд руб. в год, говорится в письме "Ростелекома". По подсчетам госоператора, отправка sms и обзвон абонентов без привлечения коллекторских агентств позволяет операторам ежегодно возвращать около 23 млрд руб. задолженности. В самом "Ростелекоме" ежемесячная задолженность абонентов составляет в среднем около 1 млрд руб., следует из письма. Для операторов sms-сообщения и автообзвон – это наиболее удобные способы информирования абонентов о задолженности, но из-за ограничений с 1 января они стали неинформативными для абонентов и неэффективными для операторов. Теперь, чтобы узнать информацию о долге, абоненты должны обращаться в контактные центры и офисы операторов, что увеличивает нагрузку и требует перестройки бизнес-процессов, следует из письма.

Операторы связи совершенно случайно пострадали в результате борьбы с недобросовестными коллекторами, но операторы – это не коллекторы, утверждает представитель "Ростелекома". Иногда задолженность возникает по недоразумению – забыли вовремя оплатить или потеряли счет, и оператору достаточно напомнить сумму задолженности и за какие она услуги, после чего абоненты в короткие сроки ее погашают.

Указание в сообщениях размера и структуры просроченной задолженности в интересах самого же абонента, так как не позволяет ему уйти в минус и остаться без связи, особенно в роуминге, подтверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Для операторов связи sms и автообзвоны о долге за связь являются эффективными инструментами, позволяющими вернуть от 30 до 80% от общей суммы задолженности, отмечает он.

Невозможность корректного информирования должников усложняет процесс возврата долгов за оказанные услуги, согласны представители "Вымпелкома" и "Мегафона". Своевременное и полное информирование абонентов – это часть работы операторов не столько по возвращению долга, сколько по сохранению абонентской базы, добавляет представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. "Т2 РТК холдинг" (бренд Tele2) поддерживает эту инициативу, говорит представитель оператора Константин Прокшин. Указание размера задолженности в сообщениях стимулирует абонентов быстрее ее погасить и продолжить пользоваться услугами сотовой связи, объясняет он.

Уведомление о сумме задолженности действительно удобно для абонентов, но операторы могут злоупотреблять этим информированием, регулярно звонить абоненту и оказывать психологическое давление, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.