На фото слева направо: руководитель департамента управления проектами "Айкумен ИБС" Дмитрий Часовской, директор направления анализа рынков облачных и ИТ-услуг J`son & Partners Consulting Александр Герасимов, старший вице-президент ПАО "Ростелеком" Сергей Анохин
© ComNews
12.05.2017

ПАО "Ростелеком", используя технологии и ресурсы дочернего АО "Айкумен - информационные бизнес-системы" (бренд IQMen), провело исследование глобальных трендов развития сферы ИКТ. Его результаты оператор будет использовать для обновления стратегии развития, а также для более четкого планирования работы проектных команд и продуктовых офисов. "Ростелеком" намерен проводить такое исследование раз в год, а также совместно с индустриальными партнерами выпускать аналогичные мониторинги трендов и по другим отраслям.

Как рассказал директор Центра стратегических инноваций "Ростелекома" Борис Глазков, компания запланировала провести такой мониторинг еще в середине 2016 г. На создание исследования оператор потратил четыре месяца. Сбором и анализом информации занимались специалисты "Ростелекома" и "Айкумен ИБС". Сумму инвестиций в проведение исследований компании не раскрывают. 

"Мы провели это исследование для актуализации и обновления нашей стратегии", - подчеркнул старший вице-президент "Ростелекома" Сергей Анохин. По его словам, стратегия развития "Ростелекома" подразумевает трансформацию из оператора связи в провайдера цифровых и контентых услуг. "Соответственно, нам важно понимать, куда развиваются глобальные и российский рынки", - пояснил он. Исследование позволяет выявить и оценить наиболее перспективные направления развития сферы ИКТ. Оператор будет использовать их в стратегическом планировании и продуктовом развитии.

В качестве источников данных оператор использовал англоязычные научные публикации (более 2 млн) и статьи в специализированных СМИ (более 100 тыс.), а также данные о патентах (2,2 млн патентов) и об инвестициях в технологические стартапы по всему миру (более 100 тыс. сделок). В основе исследования лежит анализ частоты упоминания определенных словосочетаний, на основе которых и был составлен перечень трендов. Каждый из источников характерен для определения стадии жизненного цикла тренда (интерес к тренду научного сообщества, патенты как стремление коммерциализировать технологию, сделка - как пример инвестиционной привлекательности, упоминание в СМИ - как проявление интереса широкой общественности). "Мы применили передовые технологии, связанные с большими данными, со сбором и анализом неструктурированной информации, а также использовали инструментарий интеллектуального машинного обучения", - отметил Сергей Анохин.

В частности, в топ трендов, которые чаще всего упоминались в научных публикациях, вошли информационно-центричные сети, краудсорсинг, SDN, носимые вычислительные системы, мобильные медицинские гаджеты (mHealth), 3D-печать и др. В топ трендов, которые чаще всего упоминались в связи с патентованием, вошли беспроводные ad-hoc (самоорганизующиеся) сети, blockchain, VR, нейронные сети, устройства для "умного" дома, распознавание речи и др. На стадии инвестиционной активности чаще всего упоминались такие тренды, как экономика совместного использования (sharing economy), blockchain, летающие беспилотники, нейронные сети, Интернет вещей и др. Кроме того, исследование выявило активность разных стран в развитии того или иного тренда. Самыми активными в области развития ИКТ оказались США, Китай и страны Центральной Европы.

"Идея в том, что, имея эту модель, вы можете получать ответы на такие вопросы, как "куда инвестировать", "в каких точках мира идут разработки", "локальна ли разработка или распространена по миру", - говорит руководитель департамента управления проектами "Айкумен ИБС" Дмитрий Часовской.

"Нас интересует, куда двигаются мировые телеком-компании. Это не просто красивое исследование, а прикладная часть нашей работы, конкретная история про нашу стратегию. Мы выбрали не просто быстрорастущие тренды, а прорывные и устойчивые тенденции, которые начиная с 2014 г. активно развиваются, которые точно стоит учитывать в стратегическом планировании и венчурном инвестировании", - говорит Борис Глазков. Основные тренды, с которыми "Ростелеком" связывает стратегию развития, - это "умные" города, дома и квартиры, Интернет вещей, программно-конфигурируемые сети, автономные автомобили и др.

"Мониторинг - это не просто отчет, а инструментарий, который позволит компании прогнозировать технологическое развитие. Мы получаем независимую картину будущего, исходя из которой пишем стратегию", - сказал Борис Глазков. По его словам, ценность этой работы и в том, что оператор не нанимал никаких консультантов и аналитиков, а делал мониторинг сам. "Результаты исследования во многом похожи на то, что пишут IDC, Gartner и др., что только подтверждает корректность нашей методики. Кроме того, такого соотношения работы "атийшников", машин и экспертов, которого достигли мы, достиг мало кто", - отметил он.

По словам Бориса Глазкова, аналогичные исследования можно проводить для выявления трендов и в любых других отраслях. "Ростелеком" не исключает, что будет делать такие исследования для других отраслей вместе с индустриальными партнерами.

Оператор планирует делать мониторинг глобальных трендов развития сферы ИКТ раз в год и сравнивать полученные результаты. "Мы хотели бы популяризировать результаты исследования внутри компаний "Ростелекома", чтобы проектные команды и продуктовые офисы принимали это к сведению и делали более взвешенные продуктовые решения", - отметил он.

"По данным IBM, с 2012 г. среди всего разнообразия факторов, влияющих на бизнес, в наибольшей степени на стратегическое развитие предприятий стали влиять технологические факторы. Они потеснили даже рыночные, макроэкономические и социально-экономические факторы. Соответственно, если технологии так сильно влияют на ваш бизнес, то вы должны их изучать. Это касается и крупных, и мелких предприятий, и самих работников, так как они должны понимать, какие компетенции будут востребованы, а какие нет", - говорит директор направления анализа рынков облачных и ИТ-услуг J`son & Partners Consulting Александр Герасимов.

Другие компании также стремятся проводить исследования, чтобы более четко осуществлять стратегическое планирование. Как сообщила пресс-служба АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК), для формирования стратегии ТТК проводила исследования наиболее перспективных направлений развития отрасли как самостоятельно, так и с привлечением сторонних консультантов. "Компания постоянно изучает и анализирует актуальные рыночные тенденции для формирования новых продуктовых предложений", - отметил сотрудник пресс-службы ТТК.

"Мы как сами заказываем исследования у внешних провайдеров, у аналитиков, так и используем внутренние ресурсы", - сообщила пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.

Подход команды Tele2 к прогнозированию технологических трендов для стратегического планирования является комплексным. Он включает анализ глобальных технологических трендов с использованием информации от российских и мировых аналитических агентств, вендоров, ведущих зарубежных операторов. По словам представителя пресс-службы компании Константина Прокшина, на регулярной основе Тele2 проводит анализ потребительских предпочтений и "болевых точек" отрасли. "Результатами работы "Ростелекома" мы, конечно же, воспользуемся. Такой мощный аналитический инструмент, как исследование трендов научных и деловых публикаций, патентов и инвестиций, - важный шаг в актуализации бизнес-окружения для телеком-компании, за которым следует глубинный анализ движущих факторов, меняющих правила игры", - уточнил он.

"Мы используем широкий набор инструментов для оценки трендов, рынка и позиции компании на нем. Он включает собственную аналитику, партнерство с международными компаниями, например Telefonica, GSMA, аналитику специалистов банковского сектора, вендоров, - сообщила руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина. - Новую стратегию мы разрабатывали с участием ведущих зарубежных консалтинговых компаний. 25 мая мы будем готовы ее представить".