Точка зрения / май 2017
Все как сервис

Эндрю Сазерленд, старший вице-президент по технологиям и системам Oracle в регионе EMEA
12.05.2017

Ни кризис на рынке, ни российская политика импортозамещения не помешали американской корпорации Oracle в 2016 году существенно нарастить продажи в РФ. Только компании с государственным участием и ведомства приобрели за прошлый год лицензий и услуг технической поддержки программного обеспечения (ПО) примерно на 4,5 млрд рублей – на четверть больше, чем годом ранее. О позициях России в глобальном бизнесе корпорации, о ее облачной трансформации и новых подходах в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал старший вице-президент по технологиям и системам Oracle в регионе EMEA Эндрю Сазерленд.

- Каково место региона EMEA, и в частности России, в глобальном бизнесе Oracle?

- Oracle трансформируется, как и весь рынок: движение идет в сторону облачных вычислений. И мне приятно констатировать, что регион ЕМЕА по темпам трансформации находится на высшем мировом уровне. Конечно, скорость внедрения облачных технологий в разных отраслях различна, и мы видим, что принципы их применения в устоявшихся организациях и в молодых компаниях также отличаются. Но страны ЕМЕА в целом крайне успешны в этом процессе.

Говоря о России в отдельности, я должен подчеркнуть, что она была и остается очень важным рынком для Oracle. Здесь, разумеется, есть особенности, прежде всего – требования к суверенитету и безопасности. Кроме того, Россия имеет богатый скрытый потенциал, например большое число компаний – независимых разработчиков программного обеспечения. Мы верим в то, что можем предложить российским клиентам Oracle не просто более эффективные способы применения наших продуктов за счет их перевода в облако, но и размещение в облаке новых приложений, которые они создают сами или с привлечением сторонних разработчиков.

- Насколько активно Oracle сотрудничает с российскими разработчиками ПО?

- Это длинный список из нескольких сотен компаний, более трети партнерской сети в России, причем их число растет. Многие системные интеграторы – партнеры Oracle развивают у себя отделы разработки. Oracle с самого начала очень тесно сотрудничала с компаниями-разработчиками и продолжает придерживаться данной стратегии. В облачном сегменте работа с разработчиками особенно интересна и перспективна, по сути, можно говорить о ренессансе независимых разработчиков. ИТ-мир прошел через период конвергенции приложений с целью создания единых систем для управления человеческими ресурсами, пользовательским опытом и прочим. Но возможности облачных технологий, мобильности и Интернета вещей (IoT) существенно расширили горизонты быстрой разработки и внедрения разнообразных приложений. И мы видим, что компании-разработчики, использующие платформу Oracle, отличаются высокой продуктивностью: они могут сосредоточиться на инновациях и не тратить время на обеспечение базовых сервисов.

- Что привело к выводу на рынок предложения Oracle Cloud at Customer и как облачные сервисы Oracle Cloud Machine из этой линейки, ставшие доступными в России в конце 2016 года, были восприняты в РФ и регионе EMEA?

- Из общения с нашими клиентами мы вынесли, что умозрительный единый ЦОД, с огромным объемом памяти, мощными каналами передачи данных, в теории был бы идеален, но мы живем в реальном мире, с разными юрисдикциями, и скорость света тоже не бесконечна. Мы быстро поняли, что многие организации нуждаются не просто в дата-центре в своей юрисдикции, но в собственных сетевых экранах (файрвол). Это типичное требование, причем не только со стороны финансового и банковского сектора, но и от представителей других отраслей. Когда мы начали искать причины желания клиентов иметь ЦОД в своей юрисдикции, то выяснили, что на практике им нужны программное обеспечение, платформы и инфраструктура как сервис, причем все это – под защитой собственного файрвола. Именно поэтому мы разработали облачное предложение Oracle Cloud at Customer ("Облако Oracle у клиента"). Оно абсолютно уникальное и было с воодушевлением воспринято рынком. При этом Россия однозначно в числе передовиков региона ЕМЕА по внедрению сервисов Oracle Cloud Machine. Я, к сожалению, не могу назвать объемы продаж, хотя мне лично и хотелось бы это сделать. Причем хочу заметить, что облачные сервисы Oracle Cloud Machine и концепция Oracle Cloud at Customer особенно привлекательны для российского рынка по причине потребности вашей страны в суверенности данных и информационной безопасности.

Среди других стран моего региона, в которых Oracle Cloud Machine является наиболее востребованным решением, – государства Северной Европы, а также Индия (в которой, как и в России, большое число независимых разработчиков ПО).

- Означает ли запуск облачного сервиса Oracle Cloud at Customer, что Oracle закрыла тему создания локального дата-центра в России?

- Наше облачное предложение Oracle Cloud Machine дает возможность каждому заказчику открыть дата-центр с Oracle. Поэтому в некоторой степени вы правы: это решает задачу локализации данных в соответствии с требованиями российского законодательства, обеспечивает сохранение контроля над данными и минимизацию задержки в сети. Но с точки зрения единого публичного облака, принадлежащего корпорации Oracle, я бы сравнил наше корпоративное поведение с ездой в автомобиле, где мы не только крутим руль, но и внимательно смотрим за дорогой, погодой, окружающей средой и трафиком. В нашем случае мы смотрим на конкурентную ситуацию, рынок, клиентов, динамику продаж наших сервисов и постоянно совершенствуем "езду". Поэтому мы не отказались от идеи создания российского ЦОДа и постоянно изучаем все потенциальные модели.

- Корпоративные облачные услуги значительно отличаются в разных индустриях. Создает ли Oracle отраслевые облачные решения?

- Достаточно взглянуть на то, что Oracle уже делает для вертикальных рынков. В свое время корпорация приобрела компании, которые разрабатывали специализированные решения для розничного рынка, для операторов связи, для финансового и банковского сектора, и либо они уже доступны по облачной модели, либо мы имеем детальную дорожную карту по их переводу в облако. Отраслевые решения Oracle, доступные сегодня для развертывания непосредственно у клиента (on-premise), перейдут и в облако.

Когда Oracle пять-десять лет назад покупала разработчиков, продукты этих компаний были лучшими в своих сегментах, но часто базировались на различных платформах, что порождало уникальные требования к их масштабированию, требовало создания дополнительных пользовательских инструкций и использования различных видов оборудования. Все это было не очень эффективным, поэтому Oracle пошла по пути создания универсальной платформы, что сделало ее очень надежной и конкурентоспособной. Такой подход позволил нам выводить на рынок новые отраслевые решения гораздо быстрее. И даже то, что уникально для каждой индустрии, теперь можно описать в виде бизнес-процессов, это также упрощает создание программных решений и сокращает сроки работы.

- В мире используется большое количество IoT-технологий (NB-IoT, LoRa, Sigfox, Random Phase Multiple Access / Ingenu, Starfish, Accellus, Telensa, nWave, WAVIoT и другие). Какие из этих технологий поддерживает Oracle?

- Мы разрабатывали стратегию в сфере IoT, рассматривая широкий диапазон вопросов – от сенсоров до управления данными. При этом у Oracle были сильные начальные позиции в IoT благодаря встроенным решениям на языке Java, ведь их наличие в смартфонах позволяет использовать Java в любом устройстве. На рынке великое многообразие протоколов, в том числе те, которые вы упомянули, и мы решили, что должны иметь возможность принимать данные по любому из них с различных устройств, агрегировать эти данные и направлять их поток в информационную систему. Мы никак не ограничены технологиями радиоинтерфейса, которые используются в IoT-устройствах.

Таким образом, наша стратегия в сфере IoT базируется на управлении потоками данных. Для нас также важны системы big data, в частности для аналитики, ведь в мире IoT ключевое значение имеют решения, принимаемые на основе сбора и анализа данных. Одним из важных приложений IoT, на наш взгляд, является управление активами, что интересно компаниям из различных отраслей.

- Какие технологические тренды вы прогнозируете на 2017 год?

- Об этом можно говорить часами. Но если очень кратко, в этом году большое развитие получат технологии IoT и искусственного интеллекта. Хотя мне всегда кажется, что люди забывают более близкие горизонты, а ведь индустрии нужно еще немало сделать с технологиями сегодняшнего дня, чтобы получить от них максимальную отдачу. Как представитель ИТ-мира я утверждаю, что информационные технологии открывают дорогу к ярким инновациям. Но помимо ИТ наши бизнес-лидеры могут делать инвестиции и в иные сферы, например в зарплаты юристов и бухгалтеров, в развитие корпоративных автопарков, аренду новых офисов. Мы должны создать убедительный бизнес-кейс, чтобы уверенно конкурировать за инвестиции. Нам нужно показать бизнес-лидерам, что ИТ обеспечивают значительный возврат инвестиций и экономию затрат. Поэтому более краткосрочный тренд, который я четко вижу, – переход в облачных технологиях от инфраструктуры и платформы как услуги (IaaS и PaaS) к новому уровню, с гораздо более широким спектром решений, таких как предоставление в качестве сервиса идентификации, бизнес-аналитики, поиска данных, мобильных вычислений. Экономия и преимущества при превращении этих направлений в сервисы будут очень существенными. Подавляющее большинство клиентов, которые приобрели у Oracle сервисы IaaS, купили и PaaS, и это вселяет в меня уверенность в том, что они начнут использовать и другие продукты как сервис.