Мария Андреева
© ComNews
18.05.2017

Республика Крым предоставила данные для государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на 33%. В целом по России регионы подключены к системе более чем на 50%. При этом эксперты отмечают, что система не доработана и не готова к запуску в промышленную эксплуатацию.

О развитии ГИС ЖКХ вчера в ходе пресс-конференции в формате видеомоста Москва - Симферополь в мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев.

Напомним, что ГИС ЖКХ - единый информационный ресурс (dom.gosuslugi.ru) в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Портал состоит из открытой части, где размещена общедоступная информация, и закрытой части, где используются личные кабинеты граждан, органов власти и участников рынка ЖКХ. Работы над системой велись более трех лет. Работа системы регулируется двумя федеральными законами: №209-ФЗ от 21 июля 2014 г. "О государственной информационной системе ЖКХ" и №263-ФЗ от 21 июля 2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О государственной информационной системе ЖКХ".

Оператором ГИС ЖКХ является ФГУП "Почта России", разработчиком системы - ГК "Ланит". В России ГИС ЖКХ начала работу с 1 июля 2016 г. Как заверил вчера Михаил Евраев, проект ГИС ЖКХ окупится в 2022-2023 гг.

Согласно информации, представленной на ГИС ЖКХ, в настоящее время все восемь федеральных округов предоставили информацию в систему более чем на 50%. Так, в лидерах - Уральский федеральный округ, в котором информация собрана на 86%, на втором и третьем местах - Сибирский и Центральный федеральные округа с показателями 85% и 83% соответственно. На последнем месте - Дальневосточный федеральный округ, который зарегистрировал 68% информации.

По словам Михаила Евраева, такая статистика обусловлена плохой организацией регионов, представленных в федеральных округах. При этом, как добавил он, самое низкое подключение к ГИС ЖКХ наблюдается в Республике Крым. На сегодняшний день республика предоставила данные для системы на 33% (находится на последнем месте в ЮФО).

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews, в связи с чем в Крыму такое низкое подключение к ГИС ЖКХ, Михал Евраев ответил, что у жителей Республики Крым были изначально непростые условия. "У них не было Единого реестра кадастровой недвижимости, Единого реестра государственных прав, и в целом у них тяжелый переходный период. Как раз сейчас мы направляем туда специалистов, чтобы помочь республике оказаться в числе лидеров", - сказал он.

По его словам, портал ГИС ЖКХ официально будет запущен в промышленную эксплуатацию 1 июля 2017 г., а для городов федерального значения (Москва, Петербург и Севастополь) - 1 июля 2019 г. "Однако большую часть информации эти города уже предоставили, идет обсуждение возможности подключить их раньше", - сказал Михаил Евраев. С 1 января 2018 г. будет предусмотрен административный штраф для компаний, которые вовремя не обновили информацию.

В настоящее время в системе размещена информация о 11,6 млн многоквартирных и жилых домов, 19,3 тыс. лицензий, выданных управляющим компаниям, 485 тыс. договоров управления. С ГИС ЖКХ интегрировано 1,9 тыс. ИТ-систем. В системе зарегистрировано более 75 тыс. организаций, работающих в сфере ЖКХ, которые размещают информацию о своей деятельности.

Эксперты отрасли, опрошенные ComNews, представленную вчера Минкомсвязи систему раскритиковали.

В частности, как заметила заместитель директора Ассоциации ЖКХ "Развитие" Екатерина Бондусь, ГИС ЖКХ изначально планировалась в качестве информационной системы. "В указанных целях система представляла бы собой удобный и востребованный программный продукт, который мог бы предоставлять гражданам необходимую им информацию о ЖКХ", - добавила она. По ее словам, в определенный момент акцент изменился, и в настоящее время основное внимание уделяется реализации в ГИС ЖКХ расчетного и платежного функционала. Екатерина Бондусь отметила, что реализация в ГИС ЖКХ такого несвойственного ей функционала влечет весьма серьезные риски и последствия.

"Во-первых, для того чтобы система могла проводить платежи, сначала нужно идентифицировать плательщиков. Поэтому вместо того, чтобы предоставлять гражданам отсутствующую у них информацию, система собирает информацию о самих гражданах. А это персональные данные граждан, сведения о принадлежащих им объектах недвижимости, о количестве зарегистрированных в таких объектах лиц и т.д.", - заметила она. Во-вторых, реализация в ГИС ЖКХ платежного и расчетного функционала многократно увеличивает объем данных. "Фактически организации ЖКХ должны будут ежемесячно в очень короткие сроки размещать в системе биллинг по всем потребителям. А всего объем размещаемых в ГИС ЖКХ данных в разы превышает сведения, предоставляемые во все контролирующие органы в совокупности. Например, только информация, которую должны размещать управляющие компании или ТСЖ, составляет более 750 позиций", - рассказала корреспонденту ComNews Екатерина Бондусь, добавив, что такое увеличение нагрузки может привести к росту расходов управляющих компаний.

В-третьих, добавила представитель Ассоциации ЖКХ "Развитие", финансовые расходы организаций ЖКХ на размещение информации в системе также будут возрастать и из-за технической неготовности ГИС ЖКХ к полноценной промышленной эксплуатации. "Несмотря на то что система официально была принята в эксплуатацию почти год назад, она до настоящего времени продолжает активно изменяться разработчиком для устранения технических ошибок, недоработок, сбоев и т.п. Такого количества нареканий к техническому состоянию системы, которая уже введена в промышленную эксплуатацию, в принципе возникать не должно. Все недостатки ГИС ЖКХ должны были устраняться во время опытной эксплуатации и испытаний системы", - считает Екатерина Бондусь.

Но, к сожалению, создание и опытная эксплуатация ГИС ЖКХ начались даже до определения на нормативном уровне. "Так, основной приказ Минкомсвязи, который определил состав информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ, был зарегистрирован Минюстом России только 30 мая 2016 г. А спустя всего один месяц после принятия и опубликования указанного приказа ГИС ЖКХ была уже введена в эксплуатацию", - поделилась Екатерина Бондусь.

По ее словам, особое внимание стоит обратить на административные штрафы за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ. За каждое единичное нарушение на организацию ЖКХ может быть наложен штраф в размере 200 тыс. руб. (ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, КоАП РФ).

"В указанных условиях ежемесячная сумма административных штрафов, например, в отношении ТСЖ (товарищество собственников жилья - Прим. ComNews), управляющего всего одним многоквартирным домом - около 135 квартир, - может составить 27 млн руб. А ежемесячная сумма штрафов в отношении небольшой организации ЖКХ, обслуживающей 1 млн потребителей, будет исчисляться уже миллиардами рублей", - заметила в разговоре с корреспондентом ComNews Екатерина Бондусь.

В заключение она отметила, что, таким образом, запуск системы с расчетным и платежным функционалом повлечет значительные проблемы с размещением информации, задержку платежей, рост дебиторской задолженности у организаций ЖКХ, массовые обращения граждан.

Для предотвращения указанных рисков Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), а также рабочая группа Экспертного совета при правительстве РФ по развитию ЖКХ направили в апреле и мае 2017 г. письма в правительство РФ с просьбой внести изменения в законодательство. Указанные изменения (законопроект) предусматривают исключение платежного функционала ГИС ЖКХ, уменьшение административной ответственности, а также исключение нормы о возможности не оплачивать жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия информации в системе.

"В случае непринятия соответствующих мер массовое проявление отмеченных негативных последствий произойдет в начале 2018 г., после вступления в силу финансовых и административных санкций", - заключила Екатерина Бондусь.

Генеральный директор консалтинговой компании в сфере ЖКХ "Бурмистр.ру" Юрий Кочетков также привел несколько причин, почему ГИС ЖКХ не готова к запуску в промышленную эксплуатацию. Во-первых, отметил он, информация в системе избыточна. "Большинство информации, которая представлена в системе, обычному жителю многоквартирного дома не нужна, она нужна исключительно государству", - подчеркнул он. 

Вторая причина состоит в том, что ГИС ЖКХ не готова нормально обрабатывать вводимую информацию. Юрий Кочетков пояснил, что у предприятий уходят недели и месяцы для того, чтобы ввести информацию, которая в соответствии с законодательством должна вноситься в течение нескольких минут. "Физически внести информацию сложно, а даже если компании что-то вносят, после обновления системы администраторами ГИС ЖКХ она попросту пропадает", - добавил Юрий Кочетков. 

"В-третьих, добавил он, до сих пор непонятно, как работает техническая поддержка. "С учетом того, что на сайте ГИС ЖКХ будут присутствовать 80 тыс. поставщиков информации, шквал заявок к 1 июля 2017 г. будет нарастать. А техническая поддержка уже сейчас не может дать внятного ответа управляющей компании по возникшим вопросам в системе", - рассказал генеральный директор "Бурмистр.ру".

"В-четвертых, не понятно, для чего нужны размещенные управляющими компаниями платежные документы", - поделился Юрий Кочетков. Он отметил, что сегодня в законодательстве прописано, что, если управляющая компания не разместит платежную квитанцию, житель может не оплачивать услуги этой компании. "Только потому, что что-то слетело в системе, компания может понести убытки", - добавил Юрий Кочетков.

По его словам, сейчас система не готова к промышленной эксплуатации, и при этом систему никто налаживать не собирался и не собирается. "До запуска ГИС ЖКХ должны были выбрать отдельный пилотный регион, в котором эта система прошла бы тестирование. Запуск системы откладывался несколько раз, надо еще отложить как минимум на полгода", - заметил Юрий Кочетков.

Эксперты отмечают, что сейчас надежда есть на представленный в правительство РФ законопроект, инициированный комиссией РСПП. По мнению Юрия Кочеткова, этот законопроект выгоден государству. "Пока есть время, можно сдвинуть сроки или урезать объем информации в системе, так как после 1 июля ситуация будет только хуже", - заключил он.