Игорь Горьков: "Партнерство может стать основой новой бизнес-модели операторов на следующие пять-десять лет"
13.06.2017

"Петер-Сервис" вот уже 25 лет является лидером рынка OSS/BSS для операторов связи в России. Его решениям доверяют более 50 операторов, обслуживающие 200 млн абонентов по всему миру. Об истории компании и трендах отрасли журналу "Стандарт" рассказал генеральный директор АО "Петер-Сервис" Игорь Горьков.

- В этом году "Петер-Сервису" исполнилось 25 лет. В 1992 году компания могла выбирать из множества направлений в ИКТ, почему выбор пал именно на телеком?

- Начать деятельность с написания программ для сотовой связи в 1992 году было смелым решением. Тогда мобильного бизнеса по большому счету еще не существовало, причем не только в России, но и в мире. Это было равнозначно созданию ПО в сфере искусственного интеллекта или умного транспорта в наши дни: успех не гарантирован, но перспективы открываются огромные. Мы выбрали новый рынок, и его бурный рост продлился более 20 лет, что позволило реализовать множество проектов для операторов и вырасти в ту компанию, которой мы являемся сегодня. О своем выборе мы ни разу не пожалели.

- Рост телеком-рынка во всем мире замедляется. Как в этих условиях выстраиваются отношения оператор-вендор?

- Первое, о чем думают операторы, – ​оптимизация расходов. В отношении ИТ это означает переход к SDN и NFV, а также к более гибким системам OSS/BSS. Не менее важная задача – ​выход в новые сегменты: цифровые сервисы, мобильные финансы, IoT. И первое, и второе подразумевает частичную или полную замену ИТ-систем. Именно помощь в трансформации ИТ – ​то, чего сегодня ждут операторы от вендоров. И мы как компания наиболее активны именно в этом направлении.

- Компания "Петер-Сервис" завершила в 2016 году ряд проектов для иностранных операторов. С чем связана активность за рубежом?

- Мы работаем на внешнем рынке с 1999 года. В прошлом году зарубежных проектов действительно стало больше. Ключевым для компании всегда был российский рынок, и нашей целью было развивать иностранное направление не в ущерб отечественному. Когда появилась возможность осуществлять больше зарубежных проектов за счет применения лучших наработок из российской практики, без ухода в параллельное направление деятельности, мы тут же ею воспользовались. Текущий уровень развития отечественных телеком-компаний – ​наших основных клиентов – ​уже близок к уровню развитых мировых операторов, и мы можем быть одинаково успешными как внутри страны, так и за рубежом, развивая единый портфель продуктов. Поэтому в будущем мы продолжим наращивать активность на внешних рынках и  будем постепенно трансформироваться в международную компанию с российскими корнями.

- Операторы, однажды выбравшие "Петер-Сервис" в качестве поставщика, крайне редко отказываются в дальнейшем от ваших услуг. Что помогает их удерживать?

- Вы правильно заметили, что если уж клиенты выбирают "Петер-Сервис", то остаются с нами надолго. Я бы сформулировал ответ следующим образом. За 25 лет истории компании рынок пережил несколько трансформаций, нынешняя – ​только одна из них. И нам удавалось в ходе каждой предлагать клиентам модель изменений, которая в наибольшей степени соответствовала их интересам. В эти же периоды нам удавалось приобретать и новых клиентов, что происходит и по сей день.

- Можно ли использовать опыт предыдущих трансформаций бизнеса в текущих условиях?

- Цифровая трансформация имеет одно принципиально отличие. Если предыдущие периоды преобразований сменялись периодами спокойной деятельности, как это было после запуска первых биллинговых систем в 1990‑х и после перехода к конвергентным решения и real-time-процессам в 2000‑х, то теперь изменения в ИТ-инфраструктуре будут происходить намного чаще и на разных уровнях. Цифровизации подвергнется не только внешний контур деятельности операторов в части оказываемых абонентам услуг, но и внутренний, в частности управленческие модели, методологии разработки продуктов, корпоративные ИТ-ресурсы. К этому операторам нужно быть готовыми.

- Кто из операторов в России и мире уже начал движение в данном направлении?

- В той или иной степени все мобильные и крупнейшие фиксированные операторы в России находятся в стадии трансформации ИТ-систем. За рубежом ситуация различается от рынка к рынку, но общий вектор тот же. Наибольший интерес к трансформации проявляют крупные операторы и телеком холдинги, так как в их случае работает принцип экономии за счет масштаба, и эффект от проводимой модернизации они могут ощутить быстрее.

- Какими соображениями руководствуются операторы при выборе вендора для проведения преобразований?

- Так как трансформация OSS/BSS – ​это очень масштабный и длительный процесс, в первую очередь заказчик оценивает надежность вендора, его способность довести проект до конца. Немаловажным фактором является гибкость. Ведь трансформацию можно осуществлять разными способами: через постепенную замену отдельных узлов, через запуск greenfield, через построение модели best of breed. Миграция абонентов со старой системы на новую может быть последовательной либо единовременной, частичной либо полной. Вендор должен продемонстрировать, что он может провести трансформацию именно в той форме, которая нужна оператору.

- Клиентам "Петер-Сервиса" доступны все перечисленные вами способы трансформации?

- Да. Наша продуктовая стратегия предполагает, что мы можем поставлять ключевые узлы для ИТ-системы оператора, например OCS, PCRF, PRM или M2M/IoT, отдельно от других компонентов BSS. Количество таких продуктов в нашем портфеле продолжает расти. За счет использования открытых интерфейсов они могут быть скомпонованы с ПО сторонних вендоров либо с существующим ИТ-ядром оператора. Это позволяет реализовать модель best of breed. В отношении трансформации по модели greenfield у нас тоже достигнуты значительные успехи. Еще в 2014 году мы вывели нашу BSS нового поколения на показатель 100 млн одновременно поддерживаемых абонентов, в 2016‑м тесты подтвердили способность этой системы обрабатывать 1,5 млрд событий в сутки, что является крайне высоким показателем для отрасли. Это значит, что любой оператор связи в России может уже сегодня перевести всю абонентскую базу на нашу BSS и получить преимущества, которые позволят ему стать цифровым провайдером.

- Что "Петер-Сервис" вкладывает в понятие "BSS нового поколения"?

- Ее базовые черты – ​модульность и четкое разделение на понятные для оператора компоненты, соответствующие международной классификации TM Forum. BSS также поддерживает все современные возможности для телеком-оператора: Интернет вещей, мобильную коммерцию, MNP, запуск MVNE/MVNO. Взаимодействие со всеми системами в рамках новой BSS является простым и прозрачным для оператора, для его партнеров, подключенных по модели multi-tenancy, и для абонентов, которым доступны платежи и работа со счетом через любые современные интерфейсы.

- Как вы оцениваете перспективы операторов в сфере цифровых сервисов для абонентов? Готова ли к этому их инфраструктура?

- Все возможности для запуска и продвижения цифровых сервисов у операторов есть, начиная от обширной абонентской базы и каналов коммуникации с ней и заканчивая понятным способом оплаты и сформировавшейся у пользователя привычкой регулярно пополнять счет телефона. Остается только найти те сервисы, которые будут востребованы аудиторией, для всего остального можно использовать возможности современных ИТ-систем, а при необходимости прибегать к помощи вендоров или к покупке готовых цифровых бизнесов.

- Что необходимо оператору для того, чтобы успешно конкурировать с "цифровыми захватчиками" на этом поприще?

- Первое – ​лояльность пользователей. Ключ к будущему успеху заключается в запуске новых сервисов, для этого абоненты должны быть готовы доверять оператору свои данные и новые потоки платежей. Второе – ​развитая ИТ-инфраструктура. Помимо замены OSS/BSS и внедрения SDN/NFV рынок готов предложить множество новых решений, которые стали доступны благодаря повсеместному применению Agile, DevOps и других новейших методов разработки. Третье – ​готовность наращивать количество партнеров, как вендоров, так и представителей цифровых бизнесов. Именно партнерство может стать основой новой бизнес-модели операторов на следующие пять-десять лет.