Тамара Меребашвили: "Достижение успеха в импортозамещении программного обеспечения является одной из самых интересных и нетривиальных задач, поставленных государством"
26.06.2017

Группа "Интер РАО" управляет энергетическими активами в России (в частности, энергосбытовыми компаниями - ​гарантирующими поставщиками в 12 регионах РФ), странах Европы и СНГ и является единственным российским оператором экспорта/импорта электроэнергии. Согласно корпоративной стратегии, к 2020 году "Интер РАО" намерена войти в десятку крупнейших мировых энергетических компаний, что невозможно без применения информационных технологий. О роли и месте ИТ в бизнесе группы "Интер РАО" в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказала генеральный директор ООО "Интер РАО - ​Информационные технологии" ("Интер РАО - ​ИТ") Тамара Меребашвили.

- Какое место занимают информационные технологии в бизнесе группы "Интер РАО"? Существует ли у группы ИТ-политика?

- Сегодня многие компании находятся на этапе осознания роли информационных технологий как драйвера развития бизнеса. Движение от модели "Информационные технологии - ​это поддержка бизнес-операций" к модели "Информационные технологии - ​это бизнес-партнер" является доминирующей тенденцией в развитии ИТ в нашей группе. ИТ-стратегия не может существовать в изоляции. Более того, у нее особое место по сравнению с другими функциональными стратегиями, которые могут формироваться относительно независимо друг от друга. ИТ-стратегия пронизывает и связывает функциональные стратегии и формируется параллельно с ними. Столь плотная интеграция привела к осознанию того, что элементы ИТ-стратегии присутствуют во всех бизнесс-процессах, и необходимости в подготовке отдельного классического документа "ИТ-стратегия" не возникло. Естественно, со временем такой документ появится, это требование развивающегося и изменяющегося бизнеса. Однако это не означает, что мы не формализовали порядок и требования к процессам, закупкам, формированию и реализации потребностей заказчиков и ИТ-служб наших дочерних обществ (ДО). Такая централизация и единообразная ИТ-среда в группе достигаются за счет управления через единую методологию и контроль, в том числе за счет ИТ-политики, которая при этом не становится догмой или "бетонной плитой" для бизнеса, но является гарантией доступности - ​в широком смысле этого слова - ​ИТ-сервисов для наших заказчиков.

- Каковы задачи и полномочия "Интер РАО - ​ИТ"? Ведет ли компания работу с заказчиками вне периметра группы "Интер РАО"?

- В нашей компании сосредоточены ключевые компетенции в области ИТ группы "Интер РАО". Основные общекорпоративные системы - ​наша собственность, а их эксплуатация и оказание услуг доступа к информационным системам с надлежащим качеством - ​одни из основных видов деятельности. Кроме того, мы являемся разработчиками полного цикла для большинства систем, и это позволяет развивать и дорабатывать их в строгом соответствии с требованиями бизнеса, привлекать подрядчиков, участвовать в разработке новых проектов, сохраняя целостность архитектуры систем и ИТ-ландшафта в целом. Для компаний группы мы являемся корпоративным аутсорсером, интегратором, консультантом и аналитиком в одном лице. Если коротко, "Интер РАО - ​ИТ" - ​технологический партнер и законодатель ИТ-моды в группе. Мы приняли решение на первом этапе не работать на внешнем периметре, а сконцентрироваться на внутренних задачах, сделав наши сервисы более качественными, удобными и доступными, но при этом по цене не выше рыночной. Эти задачи требуют максимальной концентрации ресурсов, оптимизации затрат и отказа от всего лишнего (читай - ​рискового). Сейчас же "Интер РАО - ​ИТ" открыта для взаимодействия с рынком: мы не отрицаем возможности выступить вендором и делиться своими разработками и импортозамещенными решениями для бизнеса со всеми заинтересованными сторонами.

- Вольны ли компании группы "Интер РАО" выбирать, у кого заказывать тот или иной ИТ-сервис или систему - ​у "Интер РАО - ​ИТ" или у независимого поставщика?

- Отдельные ИТ-системы в некоторых ДО исторически находятся на обслуживании у внешних подрядчиков, но мы постепенно идем к полной централизации. Так проще контролировать расходование средств, качество услуги и достоверность данных. По сути, мы предоставляем компаниям группы услуги SaaS и IaaS (ресурсы ЦОДа, каналы связи, вторую и третью линии колл-центра) единым пакетом, с жестким SLA. Любое ДО также может заказать у нас новые работы либо сервисы. "Интер РАО - ​ИТ" является центром затрат на информационные технологии в группе, компенсация которых осуществляется в форме амортизационных отчислений.

- В холдинговых структурах часто бывает, что аффилированные компании оказывают друг другу услуги по завышенным ценам. Как решается эта проблема у вас?

- В России существуют законодательные требования к контролю за трансфертным ценообразованием. Кроме того, объем транзакций внутри группы не должен превышать 20 % оборота входящих в нее компаний, и это строго отслеживает Федеральная налоговая служба. Вопрос не в том, внутри группы находится подрядчик или снаружи, - ​бывают эффективные и неэффективные компании. "Интер РАО - ​ИТ" многократно доказала свою эффективность, демонстрируя сокращение общекорпоративных затрат на ИТ и телекоммуникационную инфраструктуру. И ни одна наша услуга не может быть акцептована заказчиком, если она предлагается на нерыночных условиях.

- Сколь остро для группы "Интер РАО" стоит задача импортозамещения в сфере ИТ, и что уже сделано в этом направлении?

- Импортозамещение - ​отдельная тема. Многие компании решают вопросы замены оборудования и программного обеспечения, но главное при этом – ​подходить к проблеме вдумчиво, важно оценить целесообразность с точки зрения и финансовых затрат, и безопасности. При принятии решения об импортозамещении необходимо разработать детальный план, от формирования точного описания необходимого решения до его ввода в промышленную эксплуатацию и создания дублирующих площадок. Также не следует забывать о вопросе целостности данных при миграции.

Мы определили наиболее критичные системы и планомерно работаем над их переводом на ПО с открытым исходным кодом. Одновременно с этим проводится тестирование решений отечественных производителей с целью подтверждения работоспособности и совместимости с существующими компонентами инфраструктуры.

Достижение успеха в импортозамещении программного обеспечения является одной из самых интересных и нетривиальных задач, поставленных государством в рамках общего тренда. С одной стороны, зависимость от импортного ПО в России крайне высока: операционные системы Windows, iOS, Android в обозримой перспективе вряд ли дадут шанс каким-либо российским аналогам заполучить хотя бы 10 % мирового рынка. ИТ-база множества предприятий также в свое время закуплена у западных поставщиков.

С другой стороны, задачи по разработке российских аналогов данных продуктов просто не ставились перед крупными отечественными игроками ИТ-рынка. А ведь их у нас достаточно: Acronis, Veeam, Parallels, JetBrains, Ngenix, 1C, Kaspersky, ABBYY, CFT, Prognoz, Yandex, Mail.Ru, Ecwid, Acumatica, Dr.Web, Spirit, MightyCall, которые вместе предлагают широкий выбор ИТ-решений. Также сильная сторона России - ​в том, что немассовое ПО, разработанное при поддержке государства для предприятий оборонной и тяжелой промышленности, госкорпораций, позволяет в этих направлениях сохранять полную независимость от Запада.

- Каков топ-3 наиболее критичных ИТ-систем для группы "Интер РАО"?

- Системы документооборота, система закупок и офисное ПО. Кроме того, у нас имеется много важных неклиентских систем: например, программное обеспечение для виртуализации ЦОДов и системы управления базами данных.

Группа "Интер РАО" занимает значимые позиции в области экспорта электроэнергии. Какие специальные требования в этой связи предъявляются к ИТ-системам группы?
Принимая во внимание непростую геополитическую ситуацию, основное внимание при эксплуатации и внедрении ИТ-систем уделяется вопросам информационной безопасности.

По итогам проведенной нами работы все ключевые компании группы используют типовое отечественное решение по антивирусной защите и противостоянию проникновению вредоносного кода. Этот процесс не является завершенным, так как перед нами как специализированной компанией стоит задача мониторинга и поддержания уровня информационной безопасности на должном уровне.

Кроме ИТ-систем, предметом нашего пристального внимания являются технологические и управляющие системы, системы сбора и передачи технологической информации. Учитывая широкий спектр энергетического оборудования, используемого на предприятиях группы "Интер РАО", это очень непростой вопрос, требующий планомерной и поэтапной работы по повышению уровня защищенности данных систем.

- Как выглядит и на каких площадках расположен центр обработки данных "Интер РАО"?

- ЦОД располагается на собственной площадке в Москве. Его инженерная и технологическая инфраструктура позволяют удовлетворить потребности группы в централизованных сервисах с необходимым уровнем качества и надежности. Тем не менее мы продолжаем активно изучать рынок аренды ЦОДов и услуг инфраструктуры как сервиса. В зависимости от запросов бизнеса, мы готовы к любому сценарию развития инфраструктуры, и его реализация будет достаточно легкой, с учетом практически полной виртуализации всех ресурсов.

- Герман Греф называет Сбербанк ИТ‑компанией с банковской лицензией. Стремится ли "Интер РАО" к статусу ИТ-компании со специализацией в электроэнергетике?

- У банковского сектора есть существенные отличия от энергетики: природа его деятельности виртуальна и не отягощена необходимостью содержать производственные активы. Выработка электроэнергии - ​это большое количество всевозможного оборудования, основная часть которого слабо интегрирована с ИТ-инфраструктурой в чистом виде, и компьютер не является главной компонентой в этом процессе в отличие от банка. Скорее всего, мы останемся энергетической компанией, но будем стремиться к статусу самой "айтишной" энергетической компании в стране.

- Видите ли вы возможности для "уберизации" в российском электроэнергетическом секторе?

- Появление более быстрых и простых сервисов актуально во всех сферах жизни современного человека, начиная совершением покупок в магазинах и заканчивая получением финансовых услуг. Многие банки стали предоставлять быстрый доступ к счету с мобильного устройства, а также возможность совершения онлайн-оплаты покупок с помощью пластиковой карты. В связи с этим у потребителей вырос спрос на портативные устройства, поддерживающие различные мобильные сервисы. Многие люди не только покупают товары через Интернет, но также проходят онлайн-обучение и пользуются другими электронными сервисами. С появлением электронных торговых площадок совершать покупки онлайн стало проще и удобнее. Благодаря специальным интернет-ресурсам можно просмотреть все похожие предложения разом. Они собирают их во всем пространстве Сети и предлагают пользователю, который выбирает наиболее подходящее предложение. Примерно так же работает американская программа для вызова такси Uber.

"Уберизация" - ​это процесс, который использует автоматическое геопозиционирование, информацию о пользователе и т.п., что означает развитие интернет-сервисов и перевод их на новый уровень. Системы типа Uber становятся интеллектуальным посредником - ​вместо тех, которые просто снабжают нас информацией.

По сути началась новая технологическая революция. Мы являемся свидетелями широкого распространения "уберизации" (в транспорте, медицине, торговле и т.д.), технологии blockchain (для банков, договорной деятельности, нотариата, финансовых и нефинансовых сделок), перехода на использование массовых технологий производства вместо узкоспециальных во всех отраслях (в транспортной, военной, строительной и др.), Интернета вещей (IoT) и, наконец, дронов, которые позволяют легко проникать в отдаленные и опасные для человека места, контролировать труднодоступные объекты.

Естественно, такой подход придет в энергетику. Не сразу, не везде, но придет. Сначала в сбытовом сегменте, как наиболее востребованном со стороны массового пользователя, затем, возможно, далее по цепочке - ​до генерирующих компаний. Мы как группа активно внедряем и развиваем электронные сервисы для абонентов – ​покупателей электричества и сопутствующих услуг: личные кабинеты, колл-центры, прием показаний приборов учета с использованием распознавания голоса и "умных счетчиков" и многое другое. В этом смысле мы уже в немалой степени "уберизированы", но продолжаем развиваться с целью повышения качества обслуживания и сокращения дистанции с потребителем.

- Заинтересована ли компания "Интер РАО - ​ИТ" в применении технологий IoT для контроля за техническим состоянием энергетических объектов и удаленного управления ими? Считаете ли важным принятие в РФ национального стандарта IoT?

- IoT не только одна из главных технологий ближайших лет, по мнению многих аналитиков и вендоров, но и модный тренд. Тем временем, пока ИТ-евангелисты рассказывают о том, как объединение окружающих нас предметов с помощью Интернета может изменить жизнь, компаниям, работающим на рынке автоматизированных измерений в энергетике, остается только улыбаться: такие технологии они применяют уже много лет.

Самый распространенный тип M2M-устройств на данный момент - ​это как раз интеллектуальные счетчики для учета расхода различного вида ресурсов. Объединенные в "умные сети" (smart grid), они помогают эффективнее использовать энергию, обеспечивают биллинг в режиме реального времени, а также уменьшают трудовые и временные затраты компаний и конечных потребителей.

Российский рынок подобного рода технологий в энергетической сфере развивается в русле общемировых тенденций. Счетчики в сфере распределения и учета ресурсов являются самым крупным сегментом: в 2019 году на них будет приходиться около 25 % от общего количества интеллектуальных датчиков для межмашинных коммуникаций и IoT в России.

Согласно подпрограмме "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы РФ "Энергоэффективность и развитие энергетики" (утверждена постановлением правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №321), к 2020 году в России должно быть установлено около 7 млн интеллектуальных точек учета электроэнергии. Пока в стране количество установок таких точек не превышает нескольких сотен тысяч, поэтому потенциал отечественного рынка все еще очень высок.

Все современные автоматизированные системы коммерческого учета энергии (АСКУЭ) без исключения имеют в своей основе технологии М2М, то есть автоматизированный обмен данными между приборами учета и обрабатывающим сервером. В западной терминологии для этого используется понятие "интеллектуальные измерения" (smart metering), которое в отечественных реалиях не прижилось. Поэтому не будет ошибкой утверждать, что в разговорах о современных системах АСКУЭ в России М2М подразумеваются автоматически.

Тормозящим фактором в нашей работе является отсутствие национального стандарта IoT или единого национального протокола обмена данными (по аналогии с Испанией и Италией). Для всех участников рынка - ​от разработчиков до производителей и потребителей технологии - ​необходим единый механизм взаимодействия, дающий уверенность в совместимости и широкой востребованности разрабатываемых решений, основой которого мог бы стать новый стандарт. Оборотная сторона медали данного процесса - ​информационная безопасность. Чем более мы "цифровизированы", тем более уязвимы. Поэтому в случае с применением систем сбора данных типа М2М на объектах генерации или передачи энергии сначала нужно подумать об уровне защиты данных и уязвимости инфраструктуры в целом, поскольку тут мы имеем дело с критически важной инфраструктурой.

- Видит ли "Интер РАО" необходимость и возможность участия в национальном проекте "Интеллектуальная энергетическая система России"?

- Об интеллектуальной энергетике в России говорят с 2005 года. Примерно с 2009 года разрабатываются концепции ее развития, и это признано важной государственной задачей. Но в 2014 году статус программы развития интеллектуальной энергетики значительно вырос: теперь ее реализация находится на контроле у первого лица государства.

Национальный проект "Интеллектуальная энергетическая система России" не содержит в своем названии указания на конкретный вид энергетики. Тем не менее подразумевается, что речь идет в первую очередь об электроэнергетике.

Задачи, которые решает интеллектуальная электроэнергетика, различаются в зависимости от особенностей страны. Например, в странах Европы фокус сделан на переход к альтернативным источникам энергии. В развивающихся странах интеллектуальная электроэнергетика воспринимается главным образом как средство обеспечить электричеством как можно больше потребителей при минимальных затратах на модернизацию инфраструктуры. Применительно к России, наверное, уместно говорить о сочетании обеих тенденций. В настоящее время основное бремя по развитию систем интеллектуальной энергетики лежит на ПАО "Россети".

Накопленный опыт работы над такими системами необходимо преобразовать в общедоступный источник информации, который позволит избежать ошибок в будущем. При внедрении интеллектуальной энергетики на государственном уровне нельзя мыслить только категориями сиюминутной прибыли. После принятия "дорожной карты" необходимо работать в постоянном контакте со всеми игроками рынка, и участие представителей "Интер РАО" в реализации национального проекта я считаю целесообразным и оправданным.

- Сколь велика, на ваш взгляд, ИТ-составляющая в государственной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики"?

- Госпрограмма разработана Минэнерго и направлена на рост энергосбережения, повышение энергоэффективности и содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.

По моему мнению, роль ИТ в программе недооценена: ее реализация невозможна без использования всего спектра высокотехнологических наработок в ИТ. А целевое развитие информационных технологий в энергетике является серьезным вложением в будущее ИТ-индустрии и всей страны.